info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN

Изменить регион :ОАЭ / СА

Юдина Екатерина

Юдина Екатерина

Юрист

Офис: Россия

В 2020 году Екатерина окончила бакалавриат Финансового университета при Правительстве РФ по направлению подготовки «юриспруденция».


В компании ООО «Зуйков и партнеры» работает с 2020 года и занимается:

  • выполнением поручений юриста по договорам, ведение переписки с клиентами компании;
  • подготовкой и подачей на регистрацию лицензионных, сублицензионных договоров, договоров об отчуждении исключительного права;
  • соглашениями об изменении, расторжении вышеперечисленных договоров.


Статьи

Публикация изображения людей в СМИ: правила и запреты
Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда наше изображение или изображение знакомого нам человека публикуется в СМИ. Но насколько такие публикации законны? Можно ли удалить такие фотографии или необходимо смириться и оставить изображение?Законодатель постарался урегулировать данный вопрос и в первую очередь защитить интересы гражданина. Общие положения относительно законности публикации фотоизображения указаны в статье 152.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно этой норме, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. В статье также приведены исключения, при которых согласие гражданина не требуется, это: использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;гражданин позировал за плату.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 поясняет, когда можно использовать фотографии без согласия гражданина.Согласно п. 44 Постановления, без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).Согласно п. 45 Постановления Пленума N 25, не требуется согласия гражданина для обнародования и дальнейшего использования изображения, полученного при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, в том числе открытых судебных заседаниях, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.В частности, изображение гражданина на фотографии, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан.По общему правилу, если изображенные на коллективном фотоснимке граждане очевидно выразили свое согласие на фотосъемку и при этом не запретили обнародование и использование фотоснимка, то один из этих граждан вправе обнародовать и использовать такое изображение без получения дополнительного согласия на это от иных изображенных на фотоснимке лиц, за исключением случаев, если такое изображение содержит информацию о частной жизни указанных лиц (пункт 1 статьи 152.2 ГК РФ). При этом к общественным интересам, согласно разъяснению, содержащемуся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2021 N 88-7094/2021, 2-3708/2020).В качестве примера приведем одно дело из судебной практики, где истец утверждал, что СМИ были незаконно распространены его персональные данные, а именно: видеоизображения, имя, отчество, при этом согласие на размещение указанных данных истцом не давалось и она была размещена в информационно-коммуникационной сети Интернет, поскольку материалы были созданы и опубликованы без его разрешения (согласия).Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", исходя из анализа установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, пришел к выводу, что спорная программа является социально значимой, информация об истце (персональные данные видеоизображения, имя, отчество), в сюжете так или иначе затрагивает интересы общественной и государственной безопасности. В апелляционной и кассационной инстанциях решение устояло (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2022 по делу N 88-20888/2022). Из вышеизложенного следует, что СМИ все же может использовать фотографии с Вашим изображением, но только при соблюдении четко оговоренных законодателем случаев.Также стоит принимать во внимание, что существует ряд случаев, в которых Редакция, главный редактор, журналист освобождаются от ответственности. Статья 57 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.06.2023) "О средствах массовой информации" устанавливает, что редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста: 1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях; 2) если они получены от информационных агентств; 3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений; 4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений; 5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом; 6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (за исключением случаев распространения информации, указанной в части шестой статьи 4, пунктах 1 - 6 части первой статьи 56.2 настоящего Закона), которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Принимая во внимание вышеизложенное, изображение может быть использовано согласия человека в следующих случаях:наличие государственного интереса;наличие публичного интереса;наличие общественного интереса;фотография сделана на открытом для свободного посещения месте или на публичном мероприятии;гражданин позировал за плату.Во всех остальных случаях использование изображения гражданина без его согласия не допускается.
Использование видоизмененного товарного знака
Для успешного ведения бизнеса необходимо чувствовать изменения в потребностях потребителя и вовремя под них подстраиваться. Немаловажной составляющей успеха на рынке является внешняя привлекательность предлагаемого товара и/или услуги, а также их маркировки. Имидж бренда формируется в том числе через адаптацию к трендам внешнего оформления, которое напрямую связано с используемым брендом товарным знаком. В этой связи многие компании и предприниматели задумываются об использовании уже зарегистрированного, привычного потребителю товарного знака, с внесенными в его внешнее оформление изменениями. Но насколько это возможно с точки зрения закона?Согласно п. 2 ст. 1486 Гражданского Кодекса Российской Федерации, использованием товарного знака признается его использование с изменением отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.Как правило, указанная выше норма применяется в случае, если третье лицо нарушило исключительное право владельца регистрации посредством использования сходного обозначения, однако Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» поясняет, что при использовании обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака, с изменением отдельных элементов судом должна быть проведена оценка наличия или отсутствия сходства товарного знака и используемого обозначения, восприятия потребителями используемого обозначения именно как того же товарного знака, а также влияния изменений на существо товарного знака вследствие такого использования.Вопрос о том, повлияли ли внесенные правообладателем изменения на существо спорного товарного знака - остался ли он узнаваемым (отличаемым) для обычных потребителей соответствующего товара, - является вопросом факта, который устанавливается судом по результатам комплексного анализа зарегистрированного и используемого обозначения.Из этого следует, что именно правообладатель должен быть в первую очередь заинтересован в законном использовании «обновленного» обозначения. Законодатель не препятствует незначительным изменениям и разрешает правообладателю отклоняться от зарегистрированного обозначения. Вместе с тем, законодатель не определяет критерии незначительности.Что же делать добросовестному правообладателю, решившему сменить стиль, но не желающему проходить долгосрочную процедуру регистрации нового обозначения? В данном случае возможно направить в регистрирующий орган (Роспатент) соответствующее ходатайство с просьбой о внесении изменений в зарегистрированное обозначение. На обозрение эксперту должно быть представлено первоначальное изображение, уже прошедшее регистрацию, а также новый вариант исполнения товарного знака.Значительную роль будут играть элементы, занимающие доминирующее положение. Их изменения могут повлиять на существо товарного знака, в связи с чем регистрация может не состояться. Вместе с тем, рекомендуется предварительно обратиться за консультацией к экспертам в области регистрации товарных знаков, они помогут обозначить перспективы регистрации таких изменений и, в случае необходимости, скорректировать новое исполнение знака так, чтобы оно было зарегистрировано. Номер знака, дата его регистрации и срок действия останутся неизменны, примет ли старый товарный знак новый облик зависит от воли эксперта, рассматривающего заявление, а также от убедительности доводов лица, подавшего такое ходатайство об изменениях. Ведь одна из главных задач товарного знака – идентифицировать товар и/или услугу и оставаться узнаваемым в глазах потребителя, не нарушая прав третьих лиц.В случае, если предложенные правообладателем элементы настолько видоизменяют товарный знак, что он теряет свое существо, но лицу необходимо использование обозначения в новом исполнении, все же будет необходимо такое обозначение подавать на регистрацию. Однако данный вариант не является вынужденным, ведь подавая новое обозначение на регистрацию, лицо может расширить перечень товаров и/или услуг относительно уже зарегистрированного обозначения, что также может быть полезно для бренда. Внесение изменений в части расширения перечня товаров и/или услуг зарегистрированного товарного знака законодателем не предусмотрено.Если законодатель допускает использование знака с изменением отдельных элементов, то допустимо ли такое использование лицензиатом? Согласно ст. 1236 ГК РФ обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. В соответствии со ст. 1232 ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства. Из изложенного следует, что лицензиар может предоставить право использования только на тот товарный знак, который уже зарегистрирован Роспатентом. Порой лицензиат, которому предоставлено право использования, может отклониться от использования обозначения в том виде, в котором оно зарегистрировано, и начать использовать товарный знак в произвольной форме. Вместе с тем, такое использование недопустимо с точки зрения закона ввиду того, что лицензиат выходит за пределы прав, которые ему предоставлены договором.Но может ли сам правообладатель предоставить право использования видоизмененного товарного знака, изменения которого не зарегистрированы в Роспатенте? Многие правообладатели «разрешают» своим лицензиатам использовать знак без отдельных элементов и даже в ином цветовом исполнении, оговариваясь в договоре, с какими именно изменениями товарный знак может быть использован. Однако такое волеизъявление не всегда сможет быть зарегистрировано. Роспатент может посчитать такое условие в договоре как превышающее пределы правовой охраны и попросить правообладателя изменить положение. Лицензиары, допускающие использование видоизмененного товарного знака по договору должны быть уверены в том, что такое обозначение останется узнаваемым в глазах потребителя и не изменит существо товарного знака.Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что любые изменения, касающиеся внешнего исполнения товарного знака, следует регистрировать в Роспатенте. Также не рекомендуется превышать пределы предоставленной правовой охраны. Своевременное соблюдение этих простых правил поможет сохранить под охраной действующую регистрацию.
Архитектурный объект в праве интеллектуальной собственности
Всю историю развития государства и общества человека также интересовало правовое регулирование окружающих его объектов. Развитию общества, улучшению условий жизни человека способствует множество факторов, в том числе условия жизни и места его обитания. В настоящей статье в качестве объекта права интеллектуальной собственности будет рассмотрен архитектурный объект.Архитектурный объект определяется как здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта – ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". Исходя из данного определения можно сделать вывод, что под архитектурным объектом понимаются не только созданные конструкции, но и являющаяся первичной в воплощении проекта документация, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора - ст. 2 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ». Необходимо подчеркнуть, что архитектурным объектом выступает документация, содержащая архитектурные решения, а не все связанные с объектами строительства документы.При определении способов правовой защиты необходимо определить, к какому из институтов права архитектурный объект будет относиться. Согласно положениям ст. 1259 ГК РФ, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав.В соответствии с п.4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, однако автор произведения по собственному желанию может осществить процедуру депонирования. Как правило, депонирование произведения осуществляется в целях представления дополнительных доказательств авторства в судебных спорах. Произведение регистрируется в специальных реестрах с последующей выдачей свидетельства о депонировании.Одним из способов использования авторского права на произведение в соответствии с положениями п. 2 ст. 1270 ГК РФ выступает практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; а в отношении документации воспроизведение произведения <…>; распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения; переработка – там же.Как правило, за практической реализацией проекта к архитектору обращается заказчик; в этом случае отношения между сторонами подлежат урегулированию посредством заключения договора авторского заказа или трудового договора. В соответствии с п. 2 ст. 1288 ГК РФ договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. Необходимо отметить, что по трудовому договору создается служебное произведение, и в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Иными словами, предполагается, что по заключённому трудовому договору исключительные права на архитектурные объекты принадлежат заказчику (если не предусмотрено иное), в то время как договор авторского заказа предоставляет возможность архитектору распоряжаться исключительными правами посредством заключения лицензионных договоров или договора отчуждения исключительных прав.При отчуждении исключительных прав стороны должны руководствоваться положениями Гражданского Кодекса о договорах об отчуждении. Так как архитектурный объект, как объект авторского права, государственной регистрации не подлежит, соответственно, отчуждение исключительного права на архитектурный объект не регистрируется. Следует подчеркнуть, что право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно – п. 2 ст. 1228 ГК РФ.Несмотря на прямое указание в законе на институт авторского права необходимо также отметить, что архитектурный объект может охраняться при помощи механизмов, применяемых в сфере патентного права. Иными словами, обладатель исключительных прав на произведение может зарегистрировать архитектурный объект как изобретение и получить на него патент. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо – п. 1 ст. 1350 ГК РФ. В качестве примера можно привести патент на изобретение № 2632793. Как указано в реферате к изобретению, изобретение относится к области строительства мобильных трансформируемых в объем транспортного контейнера строениям. Патентование объектов архитектуры расширяет способы защиты исключительных прав, кроме того, у правообладателя появляется возможность выдавать лицензии на предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности. Возникшие между лицензиаром и лицензиатом правоотношения будут регулироваться положениями Гражданского кодекса о лицензионном договоре. В данном случае, когда архитектурный объект зарегистрирован в качестве патента, подтверждающие распоряжение исключительным правом договоры должны быть переданы в уполномоченный орган с целью регистрации указанного распоряжения исключительным правом.Помимо перечисленных в Гражданском Кодексе способов распоряжения исключительными правами, архитектор имеет право принимать участие в процессе воплощения архитектурного проекта в жизнь. Права архитектора перечислены в ст. 12 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» и включают в себя право запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы <…>; осуществлять защиту согласованных с заказчиком (застройщиком) архитектурных решений при их экспертизе и рассмотрении в соответствующих органах; участвовать в разработке всех разделов документации для строительства <…>; привлекать на договорной основе к разработке документации для строительства необходимых помощников, консультантов и технических работников <…>; представлять и защищать интересы заказчика (застройщика) по его поручению при заключении договора подряда на строительство архитектурного объекта; оказывать содействие в организации или в проведении торгов (аукционов или конкурсов) для заключения договоров на строительство; осуществлять авторский надзор <…>; принимать участие в приемке архитектурного объекта в эксплуатацию или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем при приемке указанного объекта в эксплуатацию; проводить консультации по вопросам инвестирования, строительства и эксплуатации архитектурных объектов, а также выполнять иные функции заказчика (застройщика).Исходя из положений гражданского Кодекса об объектах авторских прав необходимо отметить, что архитектурный объект должен быть самостоятельным результатом творческого труда автора – п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Как правило, авторы действительно самостоятельно разрабатывают архитектурные объекты, ввиду сложности их воплощения в материальном мире данные объекты требуют индивидуального подхода разработчиков проекта, однако нельзя забывать, что творческая деятельность порождает формирование индивидуального стиля. Стиль в архитектуре — входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития. В области архитектуры, представляющей одну из сфер материального производства, Стиль выступает как единство идейно-художественного, функционального и конструктивного содержания. ИсточникСтиль формируется на основании определённых условий развития общества на том или ином временном отрезке в совокупности с идейно-художественным восприятием окружающего мира автором. Закон не определяет такое понятие как авторский стиль, в этой связи мы считаем необходимым обратить внимание, что выработанный стиль автора, в особенности, если он узнаваем, может быть скопирован другими лицами. Наиболее близким понятием из правовой сферы к определению стиля можно считать дизайн, однако, по нашему мнению, понятие дизайна все же узконаправлено. Объектом дизайна может являться уже воплощенное здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, то есть завершенный объект строительства, в то время как стиль охватывает все архитектурные объекты, начиная с соответствующей документации.Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что несмотря на достаточное количество норм, регулирующих правоотношения, касающихся архитектурных объектов, в настоящее время остается множество вопросов, требующих более тщательного теоретического и практического изучения.
Особенности отчуждения исключительного права в отношении международного патента на промышленный образец в России
Одним из способов распоряжения исключительными правами является их отчуждение, то есть передача прав в отношении объекта другому лицу в полном объеме. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю) – п. 1 ст. 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами российского права необходимо заключение договора об отчуждении в письменной форме во избежание его недействительности. Кроме того, переход права подлежит государственной регистрации – в соответствии с п. 2 ст. 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации.Гражданским кодексом предусмотрена норма, регулирующая взаимоотношения между правообладателем и приобретателем исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец – ст. 1365 ГК РФ.Условие о регистрации изменения смены владельца также распространяется на международные патенты на промышленные образцы, однако в этом случае стороне, направляющей заявление на регистрацию отчуждения, необходимо руководствоваться международными правовыми актами, а также регламентами, установленными Всемирной организацией по интеллектуальной собственности. Регистрация производится в Ведомстве ВОИС, одна из Договаривающихся сторон направляет специальную заполненную форму DM/2 в электронном виде. После прохождения проверки, в случае положительного решения, сведения об изменении правообладателя отражаются в Международном реестре. Также обновленные сведения о международном патенте на промышленный образец будут отражены в Бюллетене международных образцов – «International Designs Bulletin». Предоставление договора не требуется, однако регистрация отчуждения прав имеет свои особенности.Направляя форму DM/2 в регистрирующий орган, Договаривающиеся стороны должны знать об ограничениях, действующих в некоторых странах: в соответствии со ст. 16 (2) Женевского Акта 1999 г., внесение записи о смене владельца международной регистрации в Международном реестре имеет такое же действие, как в случае, если бы эта запись была внесена в реестр Ведомства каждой соответствующей Договаривающейся стороны. При этом необходимо учитывать тот факт, что любая Договаривающаяся сторона в заявлении, направленном Генеральному директору, может уведомить о том, что запись о смене владельца международной регистрации не имеет действия в этой Договаривающейся стороне до получения ее Ведомством заявлений или документов, перечисленных в таком заявлении. В настоящий момент такое заявление сделали следующие Договаривающиеся стороны: Российская Федерация, Китай, Дания, Ямайка, Мексика, Республика Корея, Соединенные Штаты Америки.В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 2017 г. N 55-ФЗ «О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов» запись в Международном реестре об изменении владельца международной регистрации промышленного образца не будет иметь силы, пока ее ведомство не получит соответствующих документов о передаче права.Таким образом, после направления формы DM/2 в ВОИС и после прохождения соответствующей проверки смена правообладателя в отношении международного патента на промышленный образец будет произведена, однако в Российской Федерации передача исключительного права будет признана осуществленной только при соблюдении дополнительного условия: одной из Договаривающихся сторон необходимо представить в Роспатент комплект документов, подтверждающих переход права. В соответствии с п. 3 ст. 1232 Гражданского Кодекса РФ подтверждающими документами могут быть: подписанное сторонами договора уведомление о состоявшемся распоряжении исключительным правом или удостоверенная нотариусом выписка из договора или сам договор. Только после направления соответствующих документов распоряжение правом будет признано состоявшимся.
Произведения искусства как объекты дизайна в праве интеллектуальной собственности
В российском законодательстве и доктринах не раскрывается понятие «произведение искусства», однако, мы можем постараться выделить его основные признаки для раскрытия сути с целью определения дальнейшего способа взаимодействия с объектом.Законодатель помещает «произведение искусства» в перечень объектов авторского права, приведенных в п.1 ст. 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ»), - объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. Произведения дизайна входят в перечень объектов авторского права. В патентном праве понятие «произведение искусства» не встречается вовсе, однако изделие может лечь в основу промышленного образца, что будет рассмотрено далее.Для определения механизмов защиты необходимо определение области права, к которой выбранный объект будет относиться. Без четкого понимания определения избрать дальнейший способ защиты будет невозможно.По нашему мнению, для определения понятия «произведение искусства» в первую очередь следует истолковать значение слова «произведение». Под произведением в авторском праве понимается такое проявление интеллекта личности, где находит развитие мысль, облеченная в доступную для восприятия форму, которая обладает достаточной оригинальностью и поддается воспроизведению, сообщению для всеобщего сведения и переработке. Для того, чтобы признать авторское право на произведение, продукт творчества должен быть оригинальным, новым, не известным из уровня техники. (Понятие «уровень техники» используется при рассмотрении объекта дизайна как патента на промышленный образец). Как правило, продукт творчества неповторим, так как у каждого автора свой стиль, выработанный на основании навыков, практики и собственного мировосприятия. Из данного определения можно выделить следующие признаки произведения:носит личностный, оригинальный характер – произведение является продуктом мыслительной деятельности конкретного человека, то есть исключительно и неповторимо – два и более человека не смогут создать в точности одинаковое произведение;является продуктом переработки нематериального – мысли – в объективную форму, способную быть воспринятой другими людьми;способно к воспроизведению и переработке.Исходя из определения и признаков понятия произведения, необходимо отметить, что идеи, концепции, принципы, способы решения задач, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах не являются объектами авторского и патентного права и не подлежат охране – п.5 ст.1259 ГК РФ. Охраняется только воплощение идей.Под искусством же понимается художественное отражение действительности. Оно может быть выражено в изобразительной форме, звуковой (музыка), в словесной форме (художественная литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусств (театр, кино).Соединяя воедино определения «искусство» и «произведение», можно трактовать понятие «произведение искусства» следующим образом: это оригинальное, неповторимое художественное отражение действительности, выраженное в доступной для восприятия и воспроизведения форме. Важнейшими свойствами произведения искусства, отличающими его от результатов деятельности массовых производств, являются эстетическое, конструктивное и художественное свойства. Произведение искусства имеет неутилитарный характер и способно вызывать эмоциональный отклик.Для того, чтобы мы могли рассмотреть области правового регулирования произведений искусства, нам также необходимо выяснить, что такое дизайн.Исходя из толкования определений слова «design», приведенных в Оксфордском словаре, дизайн представляет собой деятельность по созданию, проектированию, планированию чего-либо. Иными словами, это творческая деятельность по созданию объекта или перевоплощению уже созданного в исключительный по своим характеристикам предмет. Как правило, объект дизайна выполняет эстетические и технические функции. К примеру, дизайнерское платье выполняет обе функции, ибо оно уникально и удовлетворяет потребность в эстетическом наслаждении, а также практично – его можно использовать в повседневной жизни, удовлетворяя потребность человека в одежде. В то же время платье, расшитое драгоценными камнями, имеющее множество сложных дополнительных декоративных элементов вряд ли будет практичным и, скорее всего, будет иметь витринное хранение как произведение искусства.Рассматривая техническую сторону объекта дизайна необходимо отметить, что созданный объект может лечь в основу промышленного образца, который в будущем будет использоваться при массовом производстве.Немаловажно отметить, что объектами дизайна могут быть такие произведения искусства, как произведения декоративно - прикладного искусства – результаты творческой деятельности, выполняющие утилитарно-декоративные функции, а также объекты фешн - дизайна – модная одежда, аксессуары, украшения.Чтобы выделить из объектов дизайна произведения искусства, необходимо соотнести признаки и найти общие и объединяющие пункты. Дизайн имеет разделение на направления - средовой дизайн, промышленный дизайн и графический дизайн, которые имеют определенный функционал: социальный, функционально – технический, эргономический, эстетический. Исходя из этого, можно сделать вывод, что театральные постановки, кино, фотография, художественная литература как произведения искусства не могут быть объектами дизайна в связи с их непопаданием в разделение дизайна по направлениям. Однако, оформление литературного произведения, внешняя отделка театра, мебель - вполне могут быть произведениями искусства, которые и будут являться объектами дизайна.Регулированием отношений, предметом которых выступает объект дизайна, занимаются авторское и патентное право. Ранее мы затронули область авторского права, давая определение понятию «произведение». Как было сказано ранее, законодатель не дает определения понятию «произведение искусства», он только перечисляет группы объектов, к которым оно может относиться. В патентном праве дизайн относится непосредственно к промышленным образцам: объекты патентных прав - результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающие установленным Гражданским Кодексом требованиям к промышленным образцам - ч. 1 ст. 1349 ГК РФ. Считаем необходимым отметить, что дизайн изделия может лечь в основу товарного знака или знака обслуживания, служащего для индивидуализации товаров, работ или услуг юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей, однако, правовое регулирование средств индивидуализации отлично от регулирования объектов авторских и смежных прав.Создание объектов авторского права порождает возникновение правоотношений в момент их создания. Исключительные права на произведения признаются за авторами – физическими лицами, творческим трудом которых это произведение создано. Автором может быть лицо любого возраста. Из определения следует, что обязательным условием признания гражданина автором является наличие его творческого труда. Творческий труд – это умственный (интеллектуальный) труд, умственная деятельность, результатом которой является создание произведения, то есть закрепление изложенной мысли в объективной форме. Объективной формой признается не только письменная форма, звукозапись, видеозапись, рисунок или фотография, но даже устная форма – произнесение произведения в присутствии публики. Исполнение на музыкальном инструменте произведения также будет считаться его выражением в объективной форме. Она может быть либо связана, либо не связана с материальным носителем. Более того, отсутствие таких признаков, как новизна, оригинальность и уникальность не свидетельствуют о том, что произведение было создано не творческим трудом. Законодатель предусматривает возможность соавторства при создании произведения. Стоит обратить внимание на положение ст. 1228 Гражданского кодекса, говорящей о том, что для того, чтобы считаться автором, человек обязан внести личный творческий вклад в создание результата интеллектуальной деятельности. Также авторами не будут считаться лица, оказавшие только техническую, консультационную, организационную или материальную помощь. В соответствии с положениями п. 1 ст. 1258 Гражданского Кодекса соавторами признаются граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Исходя из положений данных статей, можно выделить наиболее важный объединяющий момент – творческий вклад. Иными словами - законодатель охраняет любой оригинальный творческий результат.После создания автором произведения искусства он наделяется комплексом прав, определяющим защиту его творчества в будущем. Эти права можно разделить на две группы:исключительные;личные неимущественные.Теория исключительных прав состоит в том, что первичное полномочие на объект творческой деятельности принадлежит одному лицу и закон, охраняющий это право, запрещает неправомерно пользоваться правами интеллектуальной собственности другим, преследует нарушителей и предусматривает по отношению к ним санкции. Анализируя положения следующих статей: ч. 4 ст. 129, ст. 1229, ст. 1233, ст. 1294 Гражданского Кодекса, необходимо отметить, что имущественный характер исключительных прав представляет собой право на использование, распоряжение и защиту объекта.Неимущественное право включает в себя право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. Кроме того, автору принадлежат иные права, включающие право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Эти права являются бессрочными и неотчуждаемыми и поддерживают связь между автором и произведением. Для личных неимущественных авторских прав характерна неотчуждаемость и непередаваемость – ч. 1 ст. 150 и ч. 1 ст. 1265 Гражданского Кодекса.Произведения, попадающие под действие авторского права, должны быть выражены в объективной форме. Зачастую возникает проблема в соотношении права на произведение и права на материальный носитель. Она возникает из-за того, что произведение носит нематериальный характер. Гражданский кодекс определил, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражен объект. Также необходимо отметить, что переход права собственности на вещь не влечет переход права собственности на объект - ч.1, ч.2 ст.1227 ГК РФ.Говоря об охране, необходимо отметить, что объекты авторского права охраняются в связи с их формой, то есть с момента создания результатов творчества. Для того, чтобы установить исключительное право, нужно индивидуализировать объект, обособить его от смежных объектов. Сложностей не возникает, если объект уникален, обладает рядом отличительных, характерных только ему черт, неповторим. В этом случае авторское право возникает с момента создания объекта. В случае, когда объект дизайна зарегистрирован в качестве промышленного образца, законодателем предусмотрен определенный ряд положений для регулирования правоотношений. Регулирование правоотношений осуществляется на основании положений главы 72 ГК РФ. В соответствии с п.2 ст. 1345 ГК РФ автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат исключительное право и право авторства. Защита исключительного права, удостоверенного патентом, может быть осуществлена только после государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдачи патента – п.1 ст.1363 ГК РФ.Опираясь на правовые нормы и практический опыт их применения, следует подчеркнуть, что произведения искусства – широкая категория, включающая в себя множество результатов интеллектуальной деятельности, в том числе результатов - объектов дизайна. Понимание понятия «произведение искусства» способствует проведению более точного анализа объектов дизайна с точки зрения права. Однако, отсутствие законодательного определения понятия делает этот процесс затруднительным. Необходимо самостоятельное выявление признаков искусства и произведения, основанное на анализе разных точек зрения. Только тогда определение произведения искусства среди общей массы объектов дизайна становится реально. Нами выделено ключевое отличие таких произведений искусства в категории объектов дизайна - материальная форма выражения. Объект дизайна осязаем, и может быть воспринят не только визуально, но и тактильно, в то время как такие произведения искусства как музыкальные произведения не отвечают общим признакам объектов дизайна и, соответственно, не могут являться таковыми.