info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN

Изменить регион :ОАЭ / СА

Архитектурный объект в праве интеллектуальной собственности

Автор статьи

Всю историю развития государства и общества человека также интересовало правовое регулирование окружающих его объектов. Развитию общества, улучшению условий жизни человека способствует множество факторов, в том числе условия жизни и места его обитания. В настоящей статье в качестве объекта права интеллектуальной собственности будет рассмотрен архитектурный объект.


Архитектурный объект определяется как здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта – ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". Исходя из данного определения можно сделать вывод, что под архитектурным объектом понимаются не только созданные конструкции, но и являющаяся первичной в воплощении проекта документация, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора - ст. 2 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ». Необходимо подчеркнуть, что архитектурным объектом выступает документация, содержащая архитектурные решения, а не все связанные с объектами строительства документы.


При определении способов правовой защиты необходимо определить, к какому из институтов права архитектурный объект будет относиться. Согласно положениям ст. 1259 ГК РФ, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав.


В соответствии с п.4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, однако автор произведения по собственному желанию может осществить процедуру депонирования. Как правило, депонирование произведения осуществляется в целях представления дополнительных доказательств авторства в судебных спорах. Произведение регистрируется в специальных реестрах с последующей выдачей свидетельства о депонировании.


Одним из способов использования авторского права на произведение в соответствии с положениями п. 2 ст. 1270 ГК РФ выступает практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; а в отношении документации воспроизведение произведения <…>; распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения; переработка – там же.


Как правило, за практической реализацией проекта к архитектору обращается заказчик; в этом случае отношения между сторонами подлежат урегулированию посредством заключения договора авторского заказа или трудового договора. В соответствии с п. 2 ст. 1288 ГК РФ договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. Необходимо отметить, что по трудовому договору создается служебное произведение, и в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Иными словами, предполагается, что по заключённому трудовому договору исключительные права на архитектурные объекты принадлежат заказчику (если не предусмотрено иное), в то время как договор авторского заказа предоставляет возможность архитектору распоряжаться исключительными правами посредством заключения лицензионных договоров или договора отчуждения исключительных прав.


При отчуждении исключительных прав стороны должны руководствоваться положениями Гражданского Кодекса о договорах об отчуждении. Так как архитектурный объект, как объект авторского права, государственной регистрации не подлежит, соответственно, отчуждение исключительного права на архитектурный объект не регистрируется. Следует подчеркнуть, что право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно – п. 2 ст. 1228 ГК РФ.


Несмотря на прямое указание в законе на институт авторского права необходимо также отметить, что архитектурный объект может охраняться при помощи механизмов, применяемых в сфере патентного права. Иными словами, обладатель исключительных прав на произведение может зарегистрировать архитектурный объект как изобретение и получить на него патент. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо – п. 1 ст. 1350 ГК РФ. В качестве примера можно привести патент на изобретение № 2632793. Как указано в реферате к изобретению, изобретение относится к области строительства мобильных трансформируемых в объем транспортного контейнера строениям. Патентование объектов архитектуры расширяет способы защиты исключительных прав, кроме того, у правообладателя появляется возможность выдавать лицензии на предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности. Возникшие между лицензиаром и лицензиатом правоотношения будут регулироваться положениями Гражданского кодекса о лицензионном договоре. В данном случае, когда архитектурный объект зарегистрирован в качестве патента, подтверждающие распоряжение исключительным правом договоры должны быть переданы в уполномоченный орган с целью регистрации указанного распоряжения исключительным правом.


Помимо перечисленных в Гражданском Кодексе способов распоряжения исключительными правами, архитектор имеет право принимать участие в процессе воплощения архитектурного проекта в жизнь. Права архитектора перечислены в ст. 12 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» и включают в себя право запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы <…>; осуществлять защиту согласованных с заказчиком (застройщиком) архитектурных решений при их экспертизе и рассмотрении в соответствующих органах; участвовать в разработке всех разделов документации для строительства <…>; привлекать на договорной основе к разработке документации для строительства необходимых помощников, консультантов и технических работников <…>; представлять и защищать интересы заказчика (застройщика) по его поручению при заключении договора подряда на строительство архитектурного объекта; оказывать содействие в организации или в проведении торгов (аукционов или конкурсов) для заключения договоров на строительство; осуществлять авторский надзор <…>; принимать участие в приемке архитектурного объекта в эксплуатацию или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем при приемке указанного объекта в эксплуатацию; проводить консультации по вопросам инвестирования, строительства и эксплуатации архитектурных объектов, а также выполнять иные функции заказчика (застройщика).


Исходя из положений гражданского Кодекса об объектах авторских прав необходимо отметить, что архитектурный объект должен быть самостоятельным результатом творческого труда автора – п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Как правило, авторы действительно самостоятельно разрабатывают архитектурные объекты, ввиду сложности их воплощения в материальном мире данные объекты требуют индивидуального подхода разработчиков проекта, однако нельзя забывать, что творческая деятельность порождает формирование индивидуального стиля. Стиль в архитектуре — входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития. В области архитектуры, представляющей одну из сфер материального производства, Стиль выступает как единство идейно-художественного, функционального и конструктивного содержания.


Источник


Стиль формируется на основании определённых условий развития общества на том или ином временном отрезке в совокупности с идейно-художественным восприятием окружающего мира автором. Закон не определяет такое понятие как авторский стиль, в этой связи мы считаем необходимым обратить внимание, что выработанный стиль автора, в особенности, если он узнаваем, может быть скопирован другими лицами. Наиболее близким понятием из правовой сферы к определению стиля можно считать дизайн, однако, по нашему мнению, понятие дизайна все же узконаправлено. Объектом дизайна может являться уже воплощенное здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, то есть завершенный объект строительства, в то время как стиль охватывает все архитектурные объекты, начиная с соответствующей документации.


Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что несмотря на достаточное количество норм, регулирующих правоотношения, касающихся архитектурных объектов, в настоящее время остается множество вопросов, требующих более тщательного теоретического и практического изучения.

Автор статьи