info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN

Изменить регион :ОАЭ / СА

Произведения искусства как объекты дизайна в праве интеллектуальной собственности

24 апр. 2022 (обновлена 09 апр. 2024)
#Виды интеллектуальной собственности
Автор статьи

В российском законодательстве и доктринах не раскрывается понятие «произведение искусства», однако, мы можем постараться выделить его основные признаки для раскрытия сути с целью определения дальнейшего способа взаимодействия с объектом.

Законодатель помещает «произведение искусства» в перечень объектов авторского права, приведенных в п.1 ст. 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ»), - объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. Произведения дизайна входят в перечень объектов авторского права. В патентном праве понятие «произведение искусства» не встречается вовсе, однако изделие может лечь в основу промышленного образца, что будет рассмотрено далее.

Для определения механизмов защиты необходимо определение области права, к которой выбранный объект будет относиться. Без четкого понимания определения избрать дальнейший способ защиты будет невозможно.

По нашему мнению, для определения понятия «произведение искусства» в первую очередь следует истолковать значение слова «произведение». Под произведением в авторском праве понимается такое проявление интеллекта личности, где находит развитие мысль, облеченная в доступную для восприятия форму, которая обладает достаточной оригинальностью и поддается воспроизведению, сообщению для всеобщего сведения и переработке. Для того, чтобы признать авторское право на произведение, продукт творчества должен быть оригинальным, новым, не известным из уровня техники. (Понятие «уровень техники» используется при рассмотрении объекта дизайна как патента на промышленный образец). Как правило, продукт творчества неповторим, так как у каждого автора свой стиль, выработанный на основании навыков, практики и собственного мировосприятия. Из данного определения можно выделить следующие признаки произведения:

  • носит личностный, оригинальный характер – произведение является продуктом мыслительной деятельности конкретного человека, то есть исключительно и неповторимо – два и более человека не смогут создать в точности одинаковое произведение;
  • является продуктом переработки нематериального – мысли – в объективную форму, способную быть воспринятой другими людьми;
  • способно к воспроизведению и переработке.

Исходя из определения и признаков понятия произведения, необходимо отметить, что идеи, концепции, принципы, способы решения задач, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах не являются объектами авторского и патентного права и не подлежат охране – п.5 ст.1259 ГК РФ. Охраняется только воплощение идей.

Под искусством же понимается художественное отражение действительности. Оно может быть выражено в изобразительной форме, звуковой (музыка), в словесной форме (художественная литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусств (театр, кино).

Соединяя воедино определения «искусство» и «произведение», можно трактовать понятие «произведение искусства» следующим образом: это оригинальное, неповторимое художественное отражение действительности, выраженное в доступной для восприятия и воспроизведения форме. Важнейшими свойствами произведения искусства, отличающими его от результатов деятельности массовых производств, являются эстетическое, конструктивное и художественное свойства. Произведение искусства имеет неутилитарный характер и способно вызывать эмоциональный отклик.

Для того, чтобы мы могли рассмотреть области правового регулирования произведений искусства, нам также необходимо выяснить, что такое дизайн.

Исходя из толкования определений слова «design», приведенных в Оксфордском словаре, дизайн представляет собой деятельность по созданию, проектированию, планированию чего-либо. Иными словами, это творческая деятельность по созданию объекта или перевоплощению уже созданного в исключительный по своим характеристикам предмет. Как правило, объект дизайна выполняет эстетические и технические функции. К примеру, дизайнерское платье выполняет обе функции, ибо оно уникально и удовлетворяет потребность в эстетическом наслаждении, а также практично – его можно использовать в повседневной жизни, удовлетворяя потребность человека в одежде. В то же время платье, расшитое драгоценными камнями, имеющее множество сложных дополнительных декоративных элементов вряд ли будет практичным и, скорее всего, будет иметь витринное хранение как произведение искусства.

Рассматривая техническую сторону объекта дизайна необходимо отметить, что созданный объект может лечь в основу промышленного образца, который в будущем будет использоваться при массовом производстве.

Немаловажно отметить, что объектами дизайна могут быть такие произведения искусства, как произведения декоративно - прикладного искусства – результаты творческой деятельности, выполняющие утилитарно-декоративные функции, а также объекты фешн - дизайна – модная одежда, аксессуары, украшения.

Чтобы выделить из объектов дизайна произведения искусства, необходимо соотнести признаки и найти общие и объединяющие пункты. Дизайн имеет разделение на направления - средовой дизайн, промышленный дизайн и графический дизайн, которые имеют определенный функционал: социальный, функционально – технический, эргономический, эстетический. Исходя из этого, можно сделать вывод, что театральные постановки, кино, фотография, художественная литература как произведения искусства не могут быть объектами дизайна в связи с их непопаданием в разделение дизайна по направлениям. Однако, оформление литературного произведения, внешняя отделка театра, мебель - вполне могут быть произведениями искусства, которые и будут являться объектами дизайна.

Регулированием отношений, предметом которых выступает объект дизайна, занимаются авторское и патентное право. Ранее мы затронули область авторского права, давая определение понятию «произведение». Как было сказано ранее, законодатель не дает определения понятию «произведение искусства», он только перечисляет группы объектов, к которым оно может относиться. В патентном праве дизайн относится непосредственно к промышленным образцам: объекты патентных прав - результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающие установленным Гражданским Кодексом требованиям к промышленным образцам - ч. 1 ст. 1349 ГК РФ. Считаем необходимым отметить, что дизайн изделия может лечь в основу товарного знака или знака обслуживания, служащего для индивидуализации товаров, работ или услуг юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей, однако, правовое регулирование средств индивидуализации отлично от регулирования объектов авторских и смежных прав.

Создание объектов авторского права порождает возникновение правоотношений в момент их создания. Исключительные права на произведения признаются за авторами – физическими лицами, творческим трудом которых это произведение создано. Автором может быть лицо любого возраста. Из определения следует, что обязательным условием признания гражданина автором является наличие его творческого труда. Творческий труд – это умственный (интеллектуальный) труд, умственная деятельность, результатом которой является создание произведения, то есть закрепление изложенной мысли в объективной форме. Объективной формой признается не только письменная форма, звукозапись, видеозапись, рисунок или фотография, но даже устная форма – произнесение произведения в присутствии публики. Исполнение на музыкальном инструменте произведения также будет считаться его выражением в объективной форме. Она может быть либо связана, либо не связана с материальным носителем. Более того, отсутствие таких признаков, как новизна, оригинальность и уникальность не свидетельствуют о том, что произведение было создано не творческим трудом. Законодатель предусматривает возможность соавторства при создании произведения. Стоит обратить внимание на положение ст. 1228 Гражданского кодекса, говорящей о том, что для того, чтобы считаться автором, человек обязан внести личный творческий вклад в создание результата интеллектуальной деятельности. Также авторами не будут считаться лица, оказавшие только техническую, консультационную, организационную или материальную помощь. В соответствии с положениями п. 1 ст. 1258 Гражданского Кодекса соавторами признаются граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Исходя из положений данных статей, можно выделить наиболее важный объединяющий момент – творческий вклад. Иными словами - законодатель охраняет любой оригинальный творческий результат.

После создания автором произведения искусства он наделяется комплексом прав, определяющим защиту его творчества в будущем. Эти права можно разделить на две группы:

  • исключительные;
  • личные неимущественные.

Теория исключительных прав состоит в том, что первичное полномочие на объект творческой деятельности принадлежит одному лицу и закон, охраняющий это право, запрещает неправомерно пользоваться правами интеллектуальной собственности другим, преследует нарушителей и предусматривает по отношению к ним санкции. Анализируя положения следующих статей: ч. 4 ст. 129, ст. 1229, ст. 1233, ст. 1294 Гражданского Кодекса, необходимо отметить, что имущественный характер исключительных прав представляет собой право на использование, распоряжение и защиту объекта.

Неимущественное право включает в себя право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. Кроме того, автору принадлежат иные права, включающие право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Эти права являются бессрочными и неотчуждаемыми и поддерживают связь между автором и произведением. Для личных неимущественных авторских прав характерна неотчуждаемость и непередаваемость – ч. 1 ст. 150 и ч. 1 ст. 1265 Гражданского Кодекса.

Произведения, попадающие под действие авторского права, должны быть выражены в объективной форме. Зачастую возникает проблема в соотношении права на произведение и права на материальный носитель. Она возникает из-за того, что произведение носит нематериальный характер. Гражданский кодекс определил, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражен объект. Также необходимо отметить, что переход права собственности на вещь не влечет переход права собственности на объект - ч.1, ч.2 ст.1227 ГК РФ.

Говоря об охране, необходимо отметить, что объекты авторского права охраняются в связи с их формой, то есть с момента создания результатов творчества. Для того, чтобы установить исключительное право, нужно индивидуализировать объект, обособить его от смежных объектов. Сложностей не возникает, если объект уникален, обладает рядом отличительных, характерных только ему черт, неповторим. В этом случае авторское право возникает с момента создания объекта. В случае, когда объект дизайна зарегистрирован в качестве промышленного образца, законодателем предусмотрен определенный ряд положений для регулирования правоотношений. Регулирование правоотношений осуществляется на основании положений главы 72 ГК РФ. В соответствии с п.2 ст. 1345 ГК РФ автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат исключительное право и право авторства. Защита исключительного права, удостоверенного патентом, может быть осуществлена только после государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдачи патента – п.1 ст.1363 ГК РФ.

Опираясь на правовые нормы и практический опыт их применения, следует подчеркнуть, что произведения искусства – широкая категория, включающая в себя множество результатов интеллектуальной деятельности, в том числе результатов - объектов дизайна. Понимание понятия «произведение искусства» способствует проведению более точного анализа объектов дизайна с точки зрения права. Однако, отсутствие законодательного определения понятия делает этот процесс затруднительным. Необходимо самостоятельное выявление признаков искусства и произведения, основанное на анализе разных точек зрения. Только тогда определение произведения искусства среди общей массы объектов дизайна становится реально. Нами выделено ключевое отличие таких произведений искусства в категории объектов дизайна - материальная форма выражения. Объект дизайна осязаем, и может быть воспринят не только визуально, но и тактильно, в то время как такие произведения искусства как музыкальные произведения не отвечают общим признакам объектов дизайна и, соответственно, не могут являться таковыми.

Автор статьи