info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN

Изменить регион :ОАЭ / СА

Регистрация товарного знака не исключает вывод о противоречии фирменного наименования требованиям ГК РФ: практика СИП

Автор статьи
Управляющий партнер / Патентный поверенный РФ / Евразийский патентный поверенный

Согласно п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещено включать в фирменное наименование юридического лица официальное наименование Российской Федерации или России, а также производных от этого наименования слов, если нет разрешения, выданного в установленном порядке.


В противном случае орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе понудить к изменению фирменного наименования организации на основании решения суда (п. 5 ст. 1473 ГК РФ).


Такому риску, в частности, подвергаются организации, в чьем фирменном наименовании фигурирует буквенное сочетание «рос». Суд обяжет организацию исключить из своего фирменного наименования соответствующее сочетание, если придет к выводу, что оно вызывает у потребителя стойкую ассоциацию об участии государства в деятельности организации либо об особой значимости такой деятельности для государственных интересов.


Это связано, в том числе, с устойчивой позицией судов о том, что сокращение «Рос» часто используется в наименованиях организаций, в которых Российская Федерация является участником, либо в наименованиях организаций, выполняющих государственные функции либо особо значимую деятельность для государственных интересов, например, Росреестр, Роспатент, Роскосмос, Роснано и пр.


Аналогичную позицию высказал СИП в деле N А40-288364/2021 по требованию уполномоченного органа к ООО «Росдент-ЧЛХ» об изменении фирменного наименования.


Организация (частная стоматологическая клиника) не смогла убедить судебную коллегию СИП в том, что буквенное сочетание «Рос» в ее фирменном наименовании является аббревиатурой словосочетания «Русская общая стоматология».


СИП отменил судебные акты нижестоящих инстанций и поддержал регистрирующий орган, согласившись с его доводами, что расшифровка данной аббревиатуры не доведена до сведения потенциальных потребителей, не указана ни в ЕГРЮЛ, ни в уставе организации, в связи с чем потребители воспринимают ее название как производное от наименований «Россия» и «Российская Федерация».


Примечательно, что апелляционная инстанция приняла во внимание, что ответчик является правообладателем исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) «РОСДЕНТ». Апелляция указала, что факт государственной регистрации товарного знака свидетельствует о позиции уполномоченного органа, согласно которой торговая марка «РОСДЕНТ» не включает, не воспроизводит, не имитирует какое-либо официальное наименование и в том числе не является производным от слова «Россия», «Российская Федерация», «Российский».


Однако СИП признал такой подход несостоятельным, отметив, что фирменное наименование и товарный знак (знак обслуживания) - это самостоятельные объекты интеллектуальной собственности, цель которых индивидуализировать в первом случае участника гражданского оборота, а во втором - товары и/или услуги, производимые им. Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания (п. 2 ст. 1476 ГК РФ).


Таким образом, факт регистрации товарного знака с буквенным сочетанием, которое аналогично фирменному наименованию организации, сам по себе не исключает вывод о противоречии такого наименования требованиям п. 5 ст. 1473 ГК РФ.

Автор статьи
Управляющий партнер / Патентный поверенный РФ / Евразийский патентный поверенный