Услуги
Бесплатный поиск
товарных знаков
Поиск онлайнтоварных знаков
Одна из лучших
юридических компаний
Мы в рейтингахюридических компаний
Изменить регион :ОАЭ / СА
Статья 61 ГК РФ закрепляет общие положения завершающей стадии действия юридического лица – его ликвидации. Так, согласно пунктам 2 и 3 названной статьи, юридическое лицо ликвидируется либо по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, либо по решению суда. Основания для обоих случаев также перечислены в указанной статье, однако данный список не является исчерпывающим. При этом мало принять решение о ликвидации юридического лица, необходимо также осуществить закрепленную законом процедуру ликвидации.
Пункт 1 статьи 61 ГК РФ устанавливает последствия ликвидации юридического лица, которая влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Несмотря на то, что универсального правопреемства при ликвидации юридического лица не происходит, что характерно для процедуры реорганизации юридического лица, тем не менее при прекращении деятельности юридического лица возможно сингулярное правопреемство, при котором происходит переход лишь части прав и обязанностей, например, в пользу кредиторов или его участников. В последнем случае могу возникать некоторые вопросы, в том числе, связанные с переходом исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые требуют ряд разъяснений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ, «оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица».
Аналогичное положение закреплено и в специальном законе об общества с ограниченной ответственностью, а именно в статье 58 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В силу статьи 1226 ГК РФ, «на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).».
Поскольку исключительные права по своей природе являются имущественными, они также могут быть переданы участникам юридического лица на основании пункта 8 статьи 63 ГК РФ (постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 31.01.2020 по делу № СИП-476/2019, решение Суда по интеллектуальным правам от 30.12.2013 по делу № СИП-270/2013).
В том случае, если юридическое лицо является правообладателем объектов интеллектуальной собственности, оно может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (в силу пункта 1 статьи 1233 ГК РФ).
Помимо распоряжения исключительным правом по договору, гражданское законодательство закрепляет возможность перехода исключительного права к другому лицу без заключения договора с правообладателем в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя (статья 1241 ГК РФ).
Положения пункта 2 статьи 1232 ГК РФ закрепляют, что «в случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора, также подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.».
Следовательно, если в распоряжении ликвидируемого юридического лица находятся объекты интеллектуальной собственности, подлежащие государственной регистрации, (например, товарные знаки или патенты), встает вопрос, каким способом корректно осуществить регистрацию перехода исключительных прав на такие объекты в рамках процедуры ликвидации юридического лица. В противном случае «при несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору об отчуждении исключительного права или без договора, залога исключительного права либо предоставления другому лицу права использования такого результата или такого средства по договору переход исключительного права, его залог или предоставление права использования считается несостоявшимся.» (пункт 6 статьи 1232 ГК РФ).
Как правило, для передачи имущества участникам ликвидируемого общества подготавливается документ, закрепляющий распределение имущества и подписывающийся ликвидационной комиссий (ликвидатором) и участниками такого общества, что как будто бы создает видимость необходимости регистрации такого перехода исключительных прав согласно процедуре отчуждения по договору.
Однако, согласно пунктам 3 и 3.1. статьи 1234 ГК РФ «по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.
Не допускается безвозмездное отчуждение исключительного права в отношениях между коммерческими организациями, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.».
Более того, в соответствии с пунктами 2.2.1. Приказа Роспатента от 29.12.2009 № 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации», «при проверке документов, представленных для регистрации договоров, целесообразно уделять внимание оформлению документов и соответствию всех представляемых документов требованиям и условиям регистрации договоров.
Рекомендуется проводить проверку документов на соответствие условиям регистрации в следующей последовательности:
<…>
к) проверка наличия в возмездном договоре об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак или предоставлении права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, а также товарного знака, охраняемого на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами, условия о вознаграждении или порядке его определения в соответствии с пунктом 3 статьи 1234 Кодекса и пунктом 5 статьи 1235 Кодекса.
<…>».
Между тем, при распределении имущества (в т.ч. исключительных прав) ликвидируемого юридического лица его участники не уплачивают какое-либо вознаграждение за отчуждение им такого имущества, поскольку оно переходит к ним в порядке сингулярного правопреемства, в связи с чем отсутствует существенное условие, предусмотренное законом для договоров отчуждения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Учитывая сказанное, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 10.10.2022 по делу № А41-76479/2021 пришел к выводу, что государственную регистрацию перехода исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, также подлежащие государственной регистрации, правообладателем которых является ликвидируемое юридическое лицо, к его учредителям, следует осуществлять по процедуре отчуждения без заключения договора. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2023 № 305-ЭС22-27651 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Указанное также согласуется с тем, что, исходя из толкования статьи 1241 ГК РФ, перечень оснований для перехода исключительного права к другому лицу без заключения договора с правообладателем является открытым, который может включать также и переход исключительных прав учредителям (участникам) юридического лица при его ликвидации.
Подытоживая, несмотря на то, что гражданским законодательством прямо не предусмотрена процедура распределения исключительных прав ликвидируемого юридического лица в пользу его учредителей (участников), системное толкование норм права позволяет выявить основные правила, избежав в дальнейшем сложностей с их использованием правопреемниками.