info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN

Изменить регион :ОАЭ / СА

Ноу-Хау

12 сент. 2017 (обновлена 01 июня 2021)
#Информация
Автор статьи
Руководитель отдела

Ноу-хау (от англ. know how — «знать, как») или секрет производства – это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Словосочетание «ноу-хау» впервые введено в обиход английской судебной практикой и изначально представляло собой выражение «to know how to do it» – знать, как это сделать, впервые данный термин в знакомом нам виде «know how» был использован в американской судебной системе (дело «Дизенд против Д. Брауна» 1916 года).

14 июня 1962 года во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 607 «Об улучшении охраны государственных интересов в области изобретений и о дальнейшем улучшении организации изобретательства в СССР» было создано Всесоюзное объединение Лицензинторг, ориентированное на международный технологический обмен с зарубежными странами на коммерческой основе, которому государством было делегировано монопольное право продажи лицензий на технологии за границу.

Таким образом, с 1962 года термин ноу-хау стал использоваться и в СССР. Условия лицензионных соглашений по продаже прав на ноу-хау формировались с учетом международной практики и на основе законодательства стран лицензиатов. И это было оправдано, так как понятие ноу-хау в отечественном законодательстве отсутствовало.

Кроме того, во времена Советского Союза данный термин использовался в лицензионных договорах, составляемых в Совете экономической взаимопомощи (межправительственная экономическая организация, действовавшая в 19491991 годах. Создана по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве).

Однако внутри страны все было наоборот. В советский период правовая природа ноу-хау противоречила идеологии правящего коммунистического строя, поскольку отсутствовали, как таковые, коммерческие взаимоотношения и существовали правила, предписывающие распространять достижения в сфере производства между предприятиями, было принято делиться опытом, вплоть до того, что максимально широко распространялись достижения военной промышленности, которые могли быть использованы в гражданской продукции.

Так в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1970 года «О взаимном использовании научно-технических достижений министерствами ведомствами СССР и подведомственными им предприятиями и организациями» было указано: «Обязать промышленные и строительные министерства и ведомства СССР принять меры по коренному улучшению использования научно-технических достижений других отраслей народного хозяйства и передачи собственных достижений в эти отрасли, а также повысить ответственность подведомственных предприятий и организаций за своевременное и полное использование этих достижений».

В последствии термин ноу-хау использовался в Советском и Российском законодательствах в следующих интерпретациях:

«торговый секрет» — в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990; «коммерческая тайна» — в Законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991.

Фактически до распада СССР правовой охраны секретов производства не существовало. Впервые в отечественном законодательстве «секрет производства (ноу-хау)» закрепляется в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1, которая устанавливала предоставление правовой защиты обладателю определенной информации от незаконного использования ее третьими лицами и возмещение ими убытков при ее незаконном использовании.

Предоставление «секрету производства» (ноу-хау) правовой охраны в качестве результата интеллектуальной деятельности введено в законодательство Российской Федерации с 1 января 2008 года с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) теме, связанной с правом на секрет производства (ноу-хау) посвящена глава 75.

В статье 1465 дано следующее определение термину ноу-хау – Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

При этом в соответствии со статьей 1466 ГК РФ Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.

Для секрета производства (ноу-хау) действующее законодательство не предусматривает выдачу документа, подтверждающего исключительное право обладателя секрета производства на его использование.

Вместе с тем права на секреты производства (ноу-хау) в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007» могут быть включены в состав нематериальных активов организации наравне с другими объектами интеллектуальных прав.

Срок действия исключительного права на секрет производства длится пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей (статья 1467 ГК РФ).

Как было указано выше, правообладатель секрета производства может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом. Правообладатель может заключить договор об отчуждении исключительного права, согласно которому он обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне – приобретателю исключительного права на этот секрет производства, либо правообладатель может заключить лицензионный договор, в соответствии с которым обладатель исключительного права на секрет производства (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах (статьи 1468 и 1469 ГК РФ).

Следует отметить, что исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю.

В том случае если секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное.

Необходимо иметь в виду, что к ответственности за нарушение исключительного права на секрет производства (статья 1472 ГК РФ) может быть привлечено любое лицо, разгласившее сведения, составляющие секрет производства (или допустившее иные нарушения исключительного права), в том числе публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, получивший доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласил (статья 14 Федерального закона «О коммерческой тайне»).

Правовая охрана в виде секрета-производства (ноу-хау) зачастую применяется для таких объектов, которые при наличии патентной охраны могут быть относительно легко воспроизведены по опубликованному патентному описанию.

Кроме того, беспатентная форма охраны по сравнению с патентной формой охраны дает ряд преимуществ:

- отсутствие требований об обязательной государственной регистрации и официальном признании охраноспособности объектов, составляющих содержание секрета производства (ноу-хау);

- неограниченность срока охраны (пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих содержание секрета производства (ноу-хау));

- бо́льшая свобода в выборе объекта охраны (виды объектов патентной охраны строго определены законодательством).

В то же время беспатентная форма охраны требует соблюдения конфиденциальности и проведения мероприятий по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении объектов охраны.

Таким образом, исходя из приведенных законоположений, сведения, составляющие секрет производства, должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Действительная ценность включает в себя затраты, понесенные правообладателем, на создание сведений, составляющих секреты производства, а также поддержание режима коммерческой тайны и рыночную стоимость таких сведений, а потенциальная ценность это вероятные убытки, которые может понести правообладатель в случае разглашения или неправомерного использования указанных сведений.

Следует учитывать, что исключительное право на секрет производства длится пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание, в связи с чем к сведениям, составляющим секрет производства не должно быть свободного доступа. Обладатель секрета производства (ноу-хау) должен принять меры по охране конфиденциальности этих сведений путем введения режима коммерческой тайны.

Защита коммерческой тайны осуществляется организационно-юридическими методами, а именно:

– система защиты информации, установленная ее обладателем, должна обеспечивать эффективное ее функционирование и препятствовать несанкционированному распространению охраняемой информации;

– государство гарантирует недопущение недобросовестной конкуренции путем судебного преследования, незаконно присвоивших, использовавших или разгласивших информацию, являющуюся конфиденциальной информацией, в том числе коммерческой тайной её владельца.

При этом виновные должны возвратить владельцу информации ее стоимость, определяемую на момент представления требования о возврате, а также возвратить или возместить все доходы, которые они извлекли или должны были извлечь на основе этой информации с того времени, когда они узнали или должны были узнать о незаконности присвоения и использования информации.

Автор статьи
Руководитель отдела