info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN

Изменить регион :ОАЭ / СА

Письмо-согласие как инструмент для предоставления правовой охраны товарному знаку

20 июля 2017 (обновлена 04 июня 2021)
#Аналитика
Автор статьи
Патентный поверенный

Товарный знак – основное средство индивидуализации товаров и услуг одного производителя среди товаров и услуг других производителей. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, принадлежит исключительное право его использования. Правообладатель может также свободно распоряжаться своими правами на зарегистрированное обозначение, разрешать или запрещать его использование третьим лицам.

            Для успешной регистрации товарного знака необходимо, чтобы он соответствовал определенным критериям. Так, в соответствии со ст. 1483 ГК РФ, «Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с: 1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию … в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации; 2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.»

            Если по результатам предварительного поиска, проводимого перед подачей заявки, выявлены тождественные или сходные обозначения, зарегистрированные/заявленные в отношении однородных товаров или услуг, одним из способов повысить шансы на регистрацию знака является, конечно, его изменение – так, чтобы он стал менее сходным с найденными обозначениями. Но что делать, если предварительный поиск не проводился и заявитель узнал о подобной проблеме только из уведомления ведомства – предварительного отказа в регистрации? Или же сознательно подавал на регистрацию выбранное обозначение, зная о наличии сходных знаков, поскольку какие-либо обстоятельства (политика компании, уже затраченные на разработку и рекламу бренда средства и др.) оправдывали подобный риск?

            Одним из способов преодоления предварительного отказа, основанного на выявлении экспертизой сходного зарегистрированного знака, является получение заявителем согласия на регистрацию от правообладателя этого товарного знака. Так, в соответствии с п. 6. ст. 1483 ГК РФ, «Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков … допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.» Таким образом, заявитель, которому известно о наличии сходного до степени смешения товарного знака с более ранним приоритетом, может представить в Роспатент либо при подаче заявки, либо в ходе экспертизы или же при подаче возражения в палату по патентным спорам документ – подтверждение согласия правообладателя такого сходного товарного знака на регистрацию заявленного обозначения.

            Согласие правообладателя принимает форму письма-согласия – инструмента, к которому достаточно часто прибегают заявители с целью преодоления предварительных отказов в регистрации.  Выдача такого письма-согласия может осуществляться как за вознаграждение, так и безвозмездно. На практике иностранные физические и юридические лица более охотно дают письма согласия на безвозмездной основе. Российские предприниматели, как правило, требуют определенной денежной компенсации.

            Из-за «популярности» писем-согласий необходимо было их более детальное регулирование. Для рассмотрения настоящего вопроса имеют непосредственное значение Рекомендации по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака, утвержденные приказом Роспатента от 30.12.2009 г. № 190.

            Так, Рекомендации устанавливают, что согласие правообладателя сходного товарного знака составляется в простой письменной форме, причем произвольной. На практике, это может быть одностороннее письменное заявление или даже двусторонний гражданско-правовой договор. В таком документе обязательно должны быть указаны: полные сведения о правообладателе, дающем согласие на регистрацию; полные сведения о заявителе по заявке; само выражение согласия на регистрацию – с условием о невозможности его отзыва; номер заявки (либо, если заявка еще не подана, должно быть приложено заявленное обозначение и его описание), конкретный перечень товаров и услуг, а также условия, на которых правообладатель дает согласие на регистрацию. Документ обязательно должен содержать дату составления и подпись уполномоченного лица (лиц), для юридических лиц, как и обычно, необходима печать.

            Поскольку все делопроизводство в Роспатенте ведется только на русском языке, то и письмо-согласие должно быть составлено на русском. Если же если оно представляется на другом языке, к нему обязательно должен быть приложен заверенный перевод на русский язык.

            Необходимо помнить, что соблюдения формальных требований недостаточно. Как было указано раньше, принятие экспертизой письма-согласия и снятие противопоставления со сходным товарным знаком возможно только в том случае, если это не будет причиной введения в заблуждение потребителя. Соответственно, чем выше вероятность смешения обозначений в гражданском обороте, тем ниже шансы регистрации знака на основании письма-согласия.

            Согласно Рекомендациям, «Вероятность возникновения смешения заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака существенно возрастает, в частности, в случае, если: заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак имеют степень сходства, приближенную к тождеству; не подвергается сомнению однородность товаров; противопоставленный товарный знак широко известен среди потенциальных потребителей товара и ассоциируется с конкретным производителем (например, в случае его признания общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации); противопоставленный товарный знак предназначен для индивидуализации товаров широкого потребления и повседневного спроса (например, для косметических и гигиенических изделий, продуктов питания, винно-водочных и табачных изделий)…»

            Таким образом, если обозначения тождественны (совпадают во всех элементах), преодоление противопоставления тождественного знака заявленному обозначению на основании письма согласия невозможно. Но даже если обозначении не тождественны, чем они более сходны – тем ниже шансы на регистрацию. Хотя, все зависит от обстоятельств дела – «в некоторых случаях при наличии определенных особых обстоятельств вероятность введения потребителя в заблуждение может быть исключена, или введение в заблуждение в этих случаях не может вызвать для потребителя негативные последствия.» Каждый конкретный случай экспертиза рассматривает отдельно, и ее выводы могут быть совершенно разными.

            Если заявленное обозначение почти тождественно зарегистрированному знаку, в соответствии с Рекомендациями, регистрация целесообразна, только если заявитель или правообладатель как-то юридически связаны, например, являются аффилированным лицами: это снимает вероятность введения потребителя в заблуждение. Новая заявка и уже имеющееся свидетельство в этом случае могут восприниматься просто как «вариации» одного и того же знака, когда отличия состоят только в цвете, шрифтах, транслитерации и др. Однако, даже наличие «родственных связей» не спасет ситуацию, если противопоставленный товарный знак, например, широко известен среди потребителей и ассоциируется с конкретным производителем, предназначен для индивидуализации товаров широкого потребления/повседневного спроса или лекарственных препаратов и в некоторых других случаях.

            Помимо вида товарного знака, большое значение имеет перечень товаров и услуг. Согласно Методическим рекомендациям Роспатента по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденным приказом Роспатента от 31.12.09 № 198, «…При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. Для установления однородности товаров могут приниматься во внимание такие обстоятельства как, в частности, род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров и другие признаки.»

            Очевидно, что более однородными являются товары услуги из перечней заявки и сходного товарного знака, тем выше вероятность их смешения и ниже шанс принятия письма-согласия экспертизой. В этом случае правообладатель противопоставленного товарного знака может дать согласие на регистрацию сходного до степени смешения обозначения только для части однородных товаров или услуг. Рекомендации содержат следующий пример: «…на регистрацию в качестве товарного знака заявлено обозначение в отношении товара «транспортные средства». Противопоставленный перечень товаров включал однородные товары «автобусы, автомобили». Правообладатель сходного до степени смешения товарного знака представил согласие на регистрацию обозначения для товаров «велосипеды, детские коляски». В данном случае регистрация заявленного обозначения может быть произведена для конкретных товаров, указанных в документе, подтверждающем согласие, а именно, для товаров «велосипеды, детские коляски».

            Подводя итог, можно сказать, что письмо-согласие – достаточный эффективный инструмент преодоления отказа в регистрации на основании наличия сходного до степени смешения товарного знака, зарегистрированного на имя третьего лица в отношении однородных товаров или услуг. Однако оно не дает гарантий получения регистрации (чем выше вероятность смешении знаков – тем ниже шансы), и принятие письма-согласия всегда остается на усмотрение эксперта.

Автор статьи
Патентный поверенный