变化地区 :阿联酋/沙特阿拉伯
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, средство индивидуализации, исключительные права, регистрация объектов интеллектуальной собственности, товарный знак, регистрация товарного знака, подача заявки на товарный знак, товарные знаки в Китае, регистрация товарного знака в Китае, охраноспособность товарного знака, различительная способность товарного знака, регистрация и защита интеллектуальной собственности в Китае, регистрация имени в качестве товарного знака, регистрация фамилии в качестве товарного знака.
Товарный знак в Китае, как и в остальных государствах, – это обозначение, основная цель которого – индивидуализировать товары и (или) услуги конкретного производителя. Для того чтобы быть зарегистрированным, заявляемое обозначение должно соответствовать «стандартным» критериям охраноспособности: не представлять собой и не содержать обозначения, тождественные или сходные с государственной символикой, не носить дискриминационного характера, не вводить потребителей в заблуждение касательно производителя или заявленного перечня товаров/услуг и др. Товарный знак должен обладать различительной способностью. И, конечно, регистрации товарного знака будет препятствовать наличие тождественных/сходных знаков, зарегистрированных/поданных на регистрацию ранее в отношении однородных товаров и (или) услуг.
Можно ли зарегистрировать в качестве товарного знака имя или фамилию («личное имя»)? Этот вопрос становится все более актуальным в российской и мировой практике. Ответ состоит в том, что регистрация личного имени в качестве товарного знака допускается, и такая практика достаточно распространена, однако она обладает определенной спецификой.
Вообще, личные имена – это определенные нематериальные активы, все чаще используемые коммерческими предприятиями, которые полагаются на «рыночную привлекательность» известных людей, позволяющую продавать потребителям больше товаров или услуг.
Когда имя Майкла Джордана было использовало для рекламы кроссовок Nike, через какое-то время фанаты бренда, да и обычные потребители, в целом, стали говорить не «я ношу найки», а «я ношу Джоржданы», и эта модель найковской обуви для баскетбола превратилась в самостоятельный популярный и модный бренд. Слово «Джордан» стало использоваться для более широкой категории товаров и даже услуг. Еще пример: многие известные люди позволяют использовать свои имена для парфюмерной продукции, и эта продукция начинает создавать у потребителя положительные ассоциации с успехом.
Многие личные имена обладают известностью у разных социальных групп и могут иметь высокую рыночную стоимость. Это, к сожалению, вызывает многочисленные злоупотребления со стороны заявителей.
В Китае практика регистрации личных имен в качестве товарных знаков не настолько распространена, как, например, в Америке, и обладает значительной спецификой. И даже подходы экспертизы и судов к подобным обозначениям отличаются от случая к случаю.
Как и в России, регистрация таких товарных знаков в Китае может быть произведена, если обозначение, состоящее из фамилии или включающее фамилию, обладает различительной способностью в отношении заявленных товаров и услуг и не способно ввести в заблуждение потребителя относительно производителя. Чтобы обладать различительной способностью, такое обозначение должно быть не просто именем собственным – реальным или вымышленным. Оно должно восприниматься потребителем именно как обозначение товаров или услуг, а не просто как личное имя. Хотя, конечно, фамилии известных лиц именно в силу известности их носителей приобретают различительную способность и в связи с этим, сами по себе, могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Как правило, это фамилии звезд эстрады, шоу-бизнеса, спорта, фамилии писателей, композиторов и др.
Далее, в соответствии с законом о товарных знаках Китая, товарный знак не может быть зарегистрирован, если он нарушает ранее возникшие права какого-либо третьего лица. Это авторские права, а также право на личное имя и др.
Так называемое «право на личное имя» в настоящее время толкуется в Китае как право на законно зарегистрированные имена и фамилии, псевдонимы. В этом аспекте популярность лица, о чьем имени идет речь, не имеет решающего значения. Если основания, по которым третьи лица используют чье-либо личное имя, очевидно неоправданны, и третьи лица об этом знают (действуют недобросовестно) суд может установить, что эти третьи лица нарушают «приоритетное» право на «личное имя». Конечно, «недостаточность оснований» доказать сложно, поскольку бремя доказывания лежит на обладателе «личного имени». Однако, из-за неуникальности большинства имен и их частой повторяемости, можно сделать вывод, что такое возложение бремени доказывания вполне оправдано.
В целом, по делам об интеллектуальной собственности, большое количество дел возлагает бремя доказывания на правообладателя (в данном случае – на законного носителя личного имени), и именно он должен доказать, что предполагаемый нарушитель использует его личное имя злонамеренно, недобросовестно (англ. «bad faith»), с неправомерной целью. Эта недобросовестность может быть установлена, если нарушитель знал, что он действует неправомерно, либо должен был знать об этом.
И вот в том случае, когда нарушитель «должен был знать» о неправомерности своих действий, популярность лица, чье имя незаконно используется, – необходимо нужный элемент. Если лицо – супер-звезда и пользуется действительно широкой известностью в Китае, если третье лицо использует его личное имя, то для этого использования автоматически предполагается «неправомерная, неоправданная» цель.
Если лицо, чье личное имя используется, не может считаться всем известной «супер-звездой» в Китае, то вопрос «неправомерности» зависит от товаров и услуг, для которых заявляется соответствующее обозначение. Так, китайскими органами власти рассматривалось дело касательно регистрации товарного знака «KATE MOSS». Кейт Мосс – британская супермодель и актриса, известная как одна из самых высокооплачиваемых моделей 1990-х и 2000-х годов. Представитель Кейт представил в суд доказательства популярности модели, однако Суд посчитал, что их недостаточно для подтверждения ее повсеместной известности в Китае. Однако, заявитель по заявке пытался зарегистрировать обозначение «KATE MOSS» для одежды, что очень тесно связано с деятельностью модели, следовательно, Суд посчитал, что заявитель получил бы «неправомерное и неоправданное преимущество», если бы зарегистрировал «KATE MOSS». Следовательно, такая регистрация нарушает права Кейт Мосс на личное имя. Если бы заявитель пытался зарегистрировать «KATE MOSS» для еды или промышленных товаров, в то время как популярность Кейт Мосс в Китае ограничена, в принципе, одеждой и модой, Суд не посчитал бы это нарушением прав на личное имя.
Самыми сложными считаются случаи защиты прав на личное имя известного умершего лица. Дискуссионным является вопрос о соотношении его личных неимущественных и имущественных прав.
Личные неимущественные права включают в себя право авторства, право на изменение объекта авторского права и право на защиту целостности произведения (от искажений), (которые в рамках регистрации товарного знака, однако, не имеют значения). У имущественных прав есть определенный срок действия – в Китае 50 лет после смерти автора. Личные неимущественные права не ограничены по времени. Наследники известного лица могут только унаследовать имущественные права, вытекающие из указанных неимущественных прав, и только в ограниченный законодательством период времени. Хотя, китайская мораль и социальные обычаи накладывают на наследников известного лица обязанность поддерживать добрую репутацию своего умершего родственника, которая, с учетом истечения срока имущественных прав, может осуществляться только путем защиты его личных неимущественных прав в суде.
При этом, практика органов власти Китая демонстрирует их представление о том, что право на личное имя относится к праву живущего лица, и оно только при жизни имеет право им распоряжаться и менять его. В соответствии с китайским законодательством, гражданин обладает гражданскими правами с момента рождения до момента смерти: именно и может пользоваться своими правами и исполнять обязанности в соответствии с законом. Очевидно, что только ныне живущий человек может пользоваться правами определять, использовать или изменить свое личное имя.
Незаконное присвоение чужого имени и иные личные права живущего человека не могут быть разделены. Следовательно, со смертью человека прекращаются и его права на личное имя – такова практика китайского ведомства. В результате, «право на личное имя» толкуется очень ограничительно.
Многие авторы полагают, что права умершего человека на личное имя защитить все-таки можно. Во-первых, если попытка регистрации соответствующего товарного знака осуществляется недобросовестно, тогда могут быть применены общие положения о недопущении злоупотребления правом и недобросовестности. Так, в соответствии с положениями закона о товарных знаках, регистрация должна осуществляться добросовестно и не нарушать правила морали или иметь какие-либо подобные негативные последствия. Конечно, понятие «добросовестности» достаточно относительно и оставляет большой простор для усмотрения экспертов и государственных органов, однако, это лучше, чем ничего.
Кроме того, если лица, чьи имена пытаются зарегистрировать, приобрели определенную популярность, и их имена тесно связаны с теми товарами/услугами, которые содержатся в соответствующей заявке на товарный знак, и таким образом эти имена приобрели некоторые «коммерческие» характеристики, права на личное имя можно защитить в качестве «права на коммерческую эксплуатацию», которое признается в некоторых наиболее развитых юрисдикциях (особенно в области авторского права). Позиция судов в отношении такого права неоднозначна, но, опять же, это один из аргументов, которые можно приводить против недобросовестной регистрации товарного знака. Если знаменитость посвятила свою жизнь определенной сфере деятельности, заработала достаточно большую популярность и известность на рынке, и у потребителей возникают неизбежные ассоциации между этой личностью (этим личным именем) и соответствующими товарами или услугами, необходимо, чтобы имя этого лица защищалось после его смерти.
Предпринимать действия против регистрации имени умершего человека в качестве товарного знака, исходя из практики, может «заинтересованное лицо». Это могут быть наследники, а также неправительственные организации, имеющие определённую связь с умершим лицом, например, благотворительные фонды его имени. Некоторые исследователи полагают, что в защищать права известного умершего лица может любой человек, когда заявитель действует недобросовестно.
Так, в Китае была подана заявка на товарный знак «Monet Garden» и еще одна – на эти же слова китайскими иероглифами. Была использована фамилия известнейшего человека, Клода Моне, французского живописца, одного из основателей импрессионизма. «ACADEMIE DES BEAUX ARTS» («Академия художественных искусств») как «правопреемник» Моне, подала несколько протестов против этих и подобных заявок.
Часто успешность или, наоборот, неудача в регистрации связаны не только с «рыночной привлекательностью» имени, но и с его «культурной ценностью». Если определенное имя создает ассоциации с высокими моральными стандартами, скорее всего, китайское ведомство его не зарегистрирует для товаров и услуг, связанных с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли.
В качестве примера можно привести имя известного в Китае писателя Лу Синь («Lu Xun»), чьи произведения входят в обязательную программу средней школы. Лу Синь считается основоположником современной китайской литературы, он оказал огромное влияние на развитие литературы и общественно-политической мысли Китая первой половины XX века. В 2001 г. его внук основал винный завод, который назвал в честь своего дедушки. Он также от имени своей семьи подал заявку в китайское ведомство на регистрацию соответствующего товарного знака для алкогольной продукции. Ведомство отказало в регистрации товарного знака на основании того, что «неправильно» использовать имя одного из величайших китайских писателей для подобной коммерческой деятельности. Китайское ведомство почитало, что имя писателя, как публичного человека, принадлежит не только его семье, но и всему обществу. Ассоциирование имя великого писателя с алкоголем вызовет негативные социальные последствия. Ситуация будет еще хуже, если вина окажутся плохого качества – это повлияет и на репутацию писателя.
При этом ранее одна из китайских художественных школ зарегистрировала свой товарный знак, который включал имя Лу Синя. Знак в переводе на английский язык выглядел как «Lu Xun Art School» («художественная школа Лу Синя»). Эта художественная школа была основана в 1938 г. и обладает прекрасной репутацией в сфере образования. Экспертиза посчитала, что регистрация такого товарного знака будет только поддерживать доброе имя писателя.
Как мы видим, законодательство Китая не содержит четкого положения, запрещающего регистрацию фамилии или имени известного лица в качестве товарного знака, но регистрация личных имен в качестве товарных знаков в Китае все же несколько осложнена. Иногда выделяют три категории «личных имен»: имя и фамилия живущего ныне известного лица, имя и фамилия живущего ныне лица, не известного широкой общественности, имя и фамилия уже умершего известного лица. Каждая из категорий обозначений обладает определенными особенностями, которые необходимо учитывать при подаче заявки на товарный знак.
Практика, однако, показывает, что есть несколько уже устоявшихся правил: соответствующий товарный знак должен иметь очевидную связь с именем конкретного человека. Регистрация не должна вызвать проблем, если заявляется фамилия известного лица, при согласии такого лица, если есть прямая связь между именем и компанией-заявителем и производимыми товарами или оказываемыми услугами. Такой товарный знак не должен противоречить принципам морали и нравственности. И, наконец, он должен обладать различительной способностью
Автор материала - Дарья Лабутъ