info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN

Изменить регион :ОАЭ / СА

Защита прав интеллектуальной собственности в России в 2023 году: вопросы и ответы по итогам встречи INTA

09 июня 2023 (обновлена 18 июня 2024)
#Практические советы экспертов
Автор статьи
Управляющий партнер / Патентный поверенный РФ / Евразийский патентный поверенный

Мне было очень приятно увидеть наших коллег со всего мира после 4 лет невозможности посетить конференцию INTA в очном формате.


Встреча ассоциации INTA 2023


У большинства специалистов по интеллектуальной собственности, которые встречались со своими российскими коллегами, возник вопрос о защите прав интеллектуальной собственности в России после начала СВО и введения большого числа санкций против России.


  • Может ли интеллектуальная собственность по-прежнему быть защищена в России? (После судебного дела о Свинке Пеппе?)


  • Вводило ли российское правительство какие-либо контрсанкции против западных стран, которые касались бы прав интеллектуальной собственности?


  • Должны ли компании, которые перестали продавать товары в Россию, опасаться аннулирования своих товарных знаков за неиспользование через пару лет?


Поскольку ответы на эти вопросы могут быть интересны многим компаниям, я решил написать эту статью.



Многие специалисты в области интеллектуальной собственности писали о деле Свинки Пеппы, информируя читателей о том, что российские суды перестали защищать права интеллектуальной собственности.


Однако это решение было отменено более года назад, Апелляционный суд запретил ответчику незаконно использовать товарный знак Peppa Pig и назначил возмещение денежного ущерба в пользу правообладателя из Великобритании.


За прошедший год мы вели несколько дел для западных правообладателей и успешно защитили права интеллектуальной собственности владельцев из США, Германии, Испании и т.д.


В конце прошлого года глава российского Суда по интеллектуальной собственности госпожа Людмила Новоселова дала комментарий в ходе своего интервью Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ). Она заявила, что защита интеллектуальной собственности в России не должна зависеть от страны, откуда родом правообладатель. Российские суды должны защищать права интеллектуальной собственности в равной степени для владельцев из разных стран.


Что касается санкций, то, к счастью для всех нас, сфера IP была исключена из санкционного списка западных стран. Кроме того, российское правительство не вводило никаких (почти никаких) санкций против владельцев интеллектуальной собственности из западных (подпадающих под санкции) стран.


Сейчас есть 2 типа санкций, которые действительно могут затронуть правообладателей из западных стран:


  • Параллельный импорт некоторых товаров. Российское правительство составило список товаров/товарных знаков, которые разрешены к ввозу в Россию, независимо от согласия/разрешения владельцев товарных знаков. В список входят автомобили, смартфоны, компьютеры и т.д.


  • Использование авторских прав, которые разрешены к использованию без разрешения владельцев, но с обязательной оплатой использования владельцу. Российское правительство разрешило пользователям (как правило, это организации, собирающие платежи для владельцев за такое разрешенное использование) осуществлять платежи на так называемые счета типа “0”, открытые на имена владельцев IP-адресов в любом российском банке. Владелец может забрать деньги с этого счета в любое удобное для него время.


Что касается аннулирования товарного знака за неиспользование: есть ряд компаний, которые прекратили продавать товары в Россию после начала СВО в феврале 2022 года. И, конечно, они беспокоятся о том, что произойдет с их товарными знаками через 2 года, поскольку срок неиспользования для отмены товарного знака в России составляет 3 года.


Есть два варианта, которые могут оказаться полезными во избежание потери товарного знака:


  • Подача новой заявки на товарный знак каждые 1,5 – 2 года для данного варианта товарного знака. Он должен немного отличаться от товарного знака, который уже защищен: другой цвет всех слов/букв, добавление какого-либо изображения в товарный знак и т.д.


  • Товар может быть продан в Россию через другие страны, возможно, путем параллельного импорта. Оригинальные товары, проданные в Россию и распространяемые на территории России, будут являться доказательством использования соответствующего товарного знака.


Многие коллеги, с которыми я встречался, интересовались, примет ли российский Суд по интеллектуальной собственности нынешнюю ситуацию с санкциями в качестве оправдания невозможности использовать товарный знак.


Мы не можем точно сказать, как СИП отнесся бы к такому аргументу, но, скорее всего, санкции иностранных правительств, которые прекратили продажу некоторых товаров в России, или решение их собственной компании не продавать товары в Россию, не были бы приняты в качестве оправдания для неиспользования товарного знака по обстоятельствам, выходящим за рамки контроля правообладателей.


Суд по интеллектуальной собственности посчитает, что российское правительство не вводило никаких санкций, которые не позволяли бы владельцу продавать товары в Россию.


В качестве примера я бы привел два судебных дела об аннулировании товарного знака за неиспользование, которые произошли около 6-10 лет назад.


В первом случае (№ А40-85638/2012) владельцем товарного знака была грузинская компания, которой принадлежит товарный знак для алкогольной продукции, относящейся к товару 33 класса (вино). Суд отказал в аннулировании товарных знаков и заявил, что владелец товарного знака не мог использовать свои товарные знаки из-за постановления Правительства России, запрещающего импорт грузинского вина и других продуктов питания из Грузии в 2008 году - эта санкция действовала около 6-8 лет.

 

Во втором деле (№ СИП-601/2017) суд сделал аналогичное заявление, отклонив иск Danone Россия об аннулировании товарного знака Molkerei Alois Muller GmbH & Co. KG для молочных продуктов.

Автор статьи
Управляющий партнер / Патентный поверенный РФ / Евразийский патентный поверенный