info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN

Изменить регион :ОАЭ / СА

Сроки исковой давности по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации

29 июня 2018 (обновлена 30 сент. 2024)
#Аналитика
Автор статьи
Руководитель отдела

Введение

На написание данной статьи меня натолкнуло обращение клиента в нашу компанию. При обращении он указал, что несколько лет назад в отношении него одним из средств массовой информации была опубликована статья, в которой его обвиняли в совершении преступления.

Как он пояснил, действительно, в отношении него в тот момент велась проверка правоохранительными органами на предмет его причастности к совершению преступления, но в конце концов следствие не усмотрело в его действиях состава преступления, уголовное дело в его отношении было прекращено, в связи с чем он хотел добиться от СМИ, опубликовавшего статью, публикации опровержения, поскольку изложенные в статье обстоятельства порочат его деловую репутацию и не соответствуют действительности.

Однако, клиент слышал о том, что к данной категории споров применяется специальный срок исковой давности, составляющий один год, в связи с чем он сомневался относительно того, есть ли у него право на подачу иска защите деловой репутации спустя несколько лет после публикации статьи.

Проанализировав обстоятельства, изложенные клиентом, мы пришли к выводу, что срок исковой давности им не пропущен, и он может защищать свои нарушенные права.

Указанный вывод был сделан специалистами нашей компании на основании системного анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации и позиции Верховного Суда Российской Федерации, и был основан на следующих положениях.

Вначале предлагаю разобраться в существе споров данной категории.

Существо споров

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее – Постановление № 3) указано, что«В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности».

В силу части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации (пункт 2 названной статьи).

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 7, 9 Постановления № 3, по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 ГК РФ значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются:

-факт распространения ответчиком сведений об истце,

-порочащий характер этих сведений;

- несоответствие их действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Какие сведения являются порочащими?

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Таким образом, учитывая, что наш клиент представил доказательства публикации статьи в СМИ, постановлением о прекращении в отношении него уголовного дела он подтвердил несоответствие действительности сведений, изложенных в статье, а информация, изложенная в статье, согласно которой он обвинялся журналистами в совершении преступления, с очевидностью умаляет его деловую репутацию, то им соблюдены три критерия, при наличии которых имеются основания для удовлетворения требований.

Срок исковой давности

Вместе с тем у клиента возник резонный вопрос с учетом того, что прошло несколько лет с момента публикации статьи, не откажет ли суд в удовлетворении требований в связи с тем, что им пропущен срок на подачу иска.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В статье 197 ГК РФ указано, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Так, в пункте 10 статьи 152 ГК РФ определен специальный срок исковой давности, согласно которому, Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.

Видимо, клиент, прочитав положения указанного пункта Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитал, что срок на подачу иска им пропущен.

Однако, с таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

Из анализа норм пункта 1 и пункта 10 статьи 152 ГК РФ следует, что предметом правового регулирования в этих нормах являются отношения, связанные с распространением различных сведений.

Так, пункт 1 статьи 152 ГК РФ регулирует отношения, связанные с распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.

Как было указано выше, при оспаривании таких сведений, лицо, обратившееся за защитой нарушенных прав, должно доказать лишь факт их распространения и порочащий характер этих сведений. Доказывать то обстоятельство, что оспариваемые сведения не соответствуют действительности, в этом случае истец не должен. Наоборот, в силу прямого указания закона, обязанность по доказыванию того обстоятельства, что распространенные сведения соответствуют действительности, возлагается на лицо, распространившее сведения.

В то же время пункт 10 статьи 152 ГК РФ регулирует отношения, связанные с распространением любых, не соответствующих действительности сведений, независимо от того, являются ли они порочащими или нет. При оспаривании таких сведений обязанность по доказыванию того обстоятельства, что оспариваемые сведения не соответствуют действительности, возлагается на лицо, которое оспаривает распространенные сведения. Вместе с тем, в этом случае, истец не должен доказывать порочащих характер оспариваемых сведений.

Заключение

Таким образом, по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 152 ГК РФ, лицо вправе оспаривать сведения, которые его порочат, а по основаниям, указанным в пункте 10 статьи 152 ГК РФ, те сведения, которые не соответствуют действительности.

Вместе с тем в соответствии со статьей 150 ГК РФ, честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация являются нематериальными благами гражданина.

Согласно статье 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

Законом срок исковой давности для защиты чести, достоинства и деловой репутации установлен исключительно в отношении случаев оспаривания сведений, указанных в пункте 10 статьи 152 ГК РФ, т.е. сведений, которые распространены в средствах массовой информации и оспариваются только по основанию их несоответствия действительности.

В то время как для оспаривания сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, независимо от способа их распространения, законом срок исковой давности не установлен, а потому к таким требованиям исковая давность в силу положений статьи 208 ГК РФ не применяется.

Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в апелляционном определении Верховного суда Республики Марий Эл от 21.08.2014 по делу № 33-1405/2014 и апелляционном определении Московского городского суда от 14.03.2017 по делу№ 33-8851/2017.

Автор статьи
Руководитель отдела