Услуги


Бесплатный поиск
товарных знаков
Поиск онлайнтоварных знаков

Одна из лучших
юридических компаний
Мы в рейтингахюридических компаний
В индустриальной России интеллектуальная собственность становится если не основополагающим, то неотъемлемым элементом для формирования высокотехнологичной, инновационной экономики. В связи с этим просто необходимо поддерживать высокий уровень защиты интеллектуальных прав.
Включение в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС) позволяет правообладателям, в первую очередь, защищать себя и непосредственных потребителей от поступления на рынок контрафактной продукции, которая, как правило, бывает ненадлежащего качества; устанавливать нарушителей исключительных прав, оценить реальный объем ввоза неоригинальной продукции, не допустить потерю прибыли и снижение продаж собственных товаров, соответственно, укрепить свои позиции на рынке.
Большой объем неоригинальной продукции на рынке неизбежно приводит к снижению инвестиционной привлекательности России, конкурентоспособности российских предприятий, сокращению количества рабочих мест, что также сказывается на имидже страны на международной арене.
Федеральная Таможенная служба России призвана противодействовать ввозу на территорию РФ контрафактной продукции. Наибольшая эффективность в борьбе с ввозом неоригинальной продукции достигается в основном при включении товарного знака в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
На 31.12.2019 в ТРОИС включен 5141 объект. Хотя количество объектов растет, данные показатели слишком малы по сравнению, к примеру, с количеством зарегистрированных товарных знаков в Роспатенте, где на дату написания статьи зарегистрировано больше семисот тысяч объектов.
Таможенные органы Российской Федерации в 2019 году выявили 11,94 млн. ед. контрафактных товаров (в отношении 4,28 млн. ед. на 31.12.2019 не завершены процессуальные мероприятия), при этом в денежном выражении предотвращенный ущерб, который мог быть причинен в связи с введением контрафактных товаров в гражданский оборот, составил 8,1 млрд. рублей.
Таким образом, Федеральная таможенная служба обладает специальными полномочиями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Защита таможенными органами интеллектуальных прав без преувеличения является главным барьером на границе, препятствующим свободному перемещению контрафактной продукции.
Но на текущий момент вновь остро стоит вопрос с совершенствованием процедуры внесения объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС. Ранее была актуальна задача по замене морально устаревшего Административного регламента Федеральной Таможенной Службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальная собственности, утвержденного Приказом ФТС России от 13 августа 2009 г. №1488 (далее – неактуальный Регламент), на новый, соответствующий современным реалиям и тенденциям информатизации таможенной среды.
Специалистами в области таможенного права (к примеру, Афониным П.Н., Лебедевой Е.С.) предлагались внести следующие, по их мнению, ключевые изменения как:
Новый регламент, утвержденный в силу Приказом ФТС России от 28.01.2019 N 131, вступил в силу с 08.07.2019 г. (далее – действующий Регламент). Но вместо того, чтобы упростить процесс первичного включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС, он содержит в себе противоречащие здравой логике пункты, которые всегда вызывали вопросы. Разберем, по моему мнению, самый одиозный пункт.
В соответствии с п. 19.3 действующего Регламента заявление о включении ОИС в Реестр должно содержать сведения о выявленных случаях нарушения прав правообладателя. Таким образом, если заявитель не сможет документально подтвердить либо ввоз контрафактной однородной продукции, маркированной сходным до степени смешения обозначением, либо факт параллельного импорта, то ФТС России банально откажет во включении в ТРОИС. А что в этом случае делать тем правообладателем, которые только начали осуществлять производство? Самостоятельно создавать такие кейсы? В любом случае это также занимает определенное время и требует денежных затрат со стороны правообладателей.
И если раньше неактуальный Регламент (п. 95) позволял оспаривать решение об отказе во включении в ТРОИС в досудебном порядке в ФТС России, то в соответствии с п. 90 действующего Регламента досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) ФТС России, а также ее должностных лиц частью 2 статьи 286 Федерального закона не предусмотрено, что также не играет на пользу правообладателей, поскольку существенно увеличивает срок оспаривания незаконного решения ФТС России.
Помните соломоново решение Конституционного Суда РФ от 13.02.2018, ставшего поворотным в области параллельного импорта? Тогда решением Конституционного Суда РФ фактически был наложен запрет на недобросовестную конкуренцию, с помощью которой иностранные импортеры получали от России сотни миллиардов долларов.
В случае с обязательным представлением информации о выявленных случаях нарушения прав правообладателя на стадии подачи первичного заявления о включении в ТРОИС до конца пошло общество с ограниченной ответственностью «Тривиум-XXI». И уже соломоново решение 21.01.2020 принял Верховный Суд РФ по делу № А40-241863/2018.
Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями статей 305, 306 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании), неактуальным Регламентом, исходили из того, что обращение в таможенные органы с целью включения товарного знака в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности возможно только при наличии достоверной и достаточной информации о реальном нарушении прав владельца товарного знака иными лицами при таможенном оформлении товара.
Суды поддержали позицию таможенных органов о том, что заявитель при подаче заявления не представил доказательств нарушения его прав на товарный знак, которые необходимо прикладывать при обращении с заявлением о включении информации об объектах интеллектуальной собственности в ТРОИС.
Как установила судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 21.01.2020 по делу № А40-241863/2018, неактуальный Регламент устанавливает для правообладателей заявительный характер процедуры, урегулированной в законодательстве в целях оперативного пресечения фактов ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности, например, маркированных чужим товарным знаком. В связи с этим толкование пункта 25 неактуального Регламента как предписывающего предоставлять вместе с заявлением дополнительные сведения об уже свершившихся фактах нарушения прав правообладателя является неверным, поскольку не соответствует цели мер, предусмотренных главой 57 Закона № 289-ФЗ. В противном случае действия таможенных органов по ведению ТРОИС будут связаны лишь с фактами уже свершившихся правонарушений, что, в свою очередь, лишает смысла ведение ТРОИС как средства, способствующего выявлению и оперативному пресечению правонарушений и защиты прав правообладателей.
Судебное заседание в Арбитражном суде города Москвы по делу № А40-241863/2018 назначено на 12.08.2020. Будем продолжать отслеживать результат спора с ФТС России.
P.S. Интересно, действующий Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальная собственности, утвержденный приказом ФТС России от 28.01.2019 N 131, в связи с определением Верховного Суда РФ от 21.01.2020 по делу № А40-241863/2018 будет пересматриваться, или таможня будет гнуть свою линию дальше?