Услуги
Бесплатный поиск
товарных знаков
Поиск онлайнтоварных знаков
Одна из лучших
юридических компаний
Мы в рейтингахюридических компаний
Изменить регион :ОАЭ / СА
На практике встречаются случаи, когда товар производится иностранной компанией, затем импортируется различными организациями, в том числе российскими, на территорию Российской Федерации, где продается конечным потребителям.
Но в какой-то момент на территории Российской Федерации на имя российской компании регистрируется товарный знак, сходный с обозначением, используемым на упаковке товара иностранной компании, и правообладатель товарного знака начинает чинить препятствия для ввоза и продажи товара иностранного юридического лица, вытесняя его с товарного рынка.
В описанной ситуации прослеживается классический пример недобросовестной конкуренции со стороны правообладателя.
В статье 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрен инструмент по борьбе с такого рода злоупотреблениями путем признания действий правообладателя по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) актом недобросовестной конкуренции.
Или же можно привести другой пример, когда иностранная компания является правообладателем товарного знака, который охраняется в Российской Федерации, на территории которой различные хозяйствующие субъекты начинают продавать товары с использованием этого товарного знака.
Такие действия можно квалифицировать в качестве акта недобросовестной конкуренции, противоречащему пункту 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.
Как известно, основополагающим условием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является установление конкурентных отношений между заявителем и ответчиком.Так, из положений части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, анализ состояния конкуренции и, соответственно, составление по его результатам аналитического отчета (обзора состояния конкуренции) является обязательным этапом рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства вне зависимости от состава вменяемого нарушения.
При отсутствии конкурентных отношений между заявителем и ответчиком антимонопольный орган отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства или прекращает производство по делу если отсутствие конкурентных отношений выявлено уже после возбуждения дела.
Логично предположить, что иностранная организация сама не ведет деятельность на территории Российской Федерации, в связи с чем напрашивается вывод, что она не может быть конкурентом российской компании и не может реализовать свое право на обращение с заявлением о признании действий правообладателя актом недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем, если разобраться более детально, то станет ясно, что все не так однозначно.
Часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции закрепляет, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации.
В силу части 2 указанной статьи положения настоящего Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Данное положение устанавливает общий принцип экстерриториального применения российского антимонопольного законодательства к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ.
Под конкуренцией, в свою очередь, понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
При этом, подлежит установлению наличие конкурентных отношений между соответствующими лицами путем выявления фактов непосредственной реализации однородных или взаимозаменяемых товаров на соответствующем рынке.
Таким образом, по смыслу Закона о защите конкуренции конкурентами признаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу товаров на одном товарном рынке, или хозяйствующие субъекты, осуществляющие приобретение товаров на одном товарном рынке.
Как видно из приведенных норм права, Закон о защите конкуренции допускает наличие конкурентных отношений между российскими и иностранными юридическими лицами.
Кроме того, законодатель не ставит наличие или отсутствие конкурентных отношений в зависимость от места регистрации хозяйствующего субъекта, поскольку, очевидно, что в открытом торговом пространстве товары, произведенные в различных странах мира, оказываются на одном товарном рынке, в связи с чем производители этих товаров волей-неволей становятся конкурентами и должны соблюдать нормы и принципы законодательства о защите конкуренции.
Интересным примером этой ситуации, по моему мнению, служит дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ТОО «Доширак-Казахстан» (Республика Казахстан), возбужденное по заявлению ООО «ДОШИРАК КОЯ».
Фабула этого кейса сводится к тому, что казахстанская компания вводила в гражданский оборот на территории Российской Федерации лапшу быстрого приготовления «Доширак» (лоток 90 г) со вкусом говядины и курицы в упаковках, дизайн которых имитировал дизайн упаковок продукции ООО «ДОШИРАК КОЯ».
Также в оформлении упаковки лапши использовался товарный знак по международной регистрации № 897236, принадлежащий корейской компании «Пальдо Ко., ЛТД».
Рассмотрев дело, комиссия пришла к выводу, что такие действия способны привести к смешению продукции разных производителей на товарном рынке продуктов быстрого приготовления Российской Федерации и вызвать отток потребительского спроса от продукции ООО «ДОШИРАК КОЯ», маркированной товарным знаком «Доширак», ставшей известной в России с 1996 года".
Решением Комиссии ФАС России от 26.12.2016 по делу № 1-14-93/00-08-16 о нарушении антимонопольного законодательства действия ТОО «Доширак-Казахстан», признаны актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела Комиссией ФАС России выдано предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.