Услуги
Бесплатный поиск
товарных знаков
Поиск онлайнтоварных знаков
Одна из лучших
юридических компаний
Мы в рейтингахюридических компаний
Изменить регион :ОАЭ / СА
Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (Hague Agreement Concerning the International Deposit of Industrial Designs) — соглашение, заключённое 6 ноября 1925 г., вступившее в силу 1 июня 1928 г., пересмотренное в Лондоне 2 июня 1934 г., в Гааге 28 ноября 1960 г. и расширенное Дополнительными актами, подписанными в 1961 и 1967 гг. и измененными в 1979 г.
В настоящее время данное соглашение было переименовано на Дипломатической конференции в Женеве 02.07.1999 г. при подписании Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и носит название «Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов» (далее Соглашение).
Основной целью Соглашения является централизованная регистрация промышленных образцов в Международном бюро ВОИС, которая облегчает испрашивание на них правовой охраны в различных государствах.
В соответствии с этим соглашением международное депонирование промышленного образца может быть осуществлено либо непосредственно в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), либо через посредничество национального ведомства промышленной собственности государства — участника соглашения, являющегося государством происхождения образца.
Российская Федерация на Дипломатической конференции в Женеве 2 июля 1999 г. подписала Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, однако на территории Российской Федерации в настоящее время акт не вступил в силу, поскольку Российская Федерация не осуществила внутригосударственную процедуру по его принятию.
Гаагская система является единственной глобальной системой ВОИС, участницей которой не является наша страна, и задача о присоединении Российской Федерации к Соглашению стоит уже достаточно давно.
Причины, которые препятствовали ратификации Соглашения, это отдельные «специфические» требования российского законодательства, действовавшего по состоянию на 2014 год, препятствия экономического характера и не высокая заинтересованность российских заявителей в зарубежном патентовании промышленных образцов.
Одним из основных требований российского законодательства, «мешающего» присоединению к Соглашению, была обязательность предоставления заявителем развернутого описания и перечня существенных признаков промышленного образца, необходимых для установления даты подачи заявки. В настоящее время данные требования отменены.
Таким образом, к изменениям в российском законодательстве, облегчающим присоединение РФ к Соглашению, следует отнести следующие: объем притязаний определяется исключительно изображениями промышленного образца, правовая охрана представляется на 5 лет с возможностью продления до 25 лет, льготный период по новизне увеличен до 12 месяцев.
Роспатентом было также проведено исследование/анкетирование будущих потенциальных пользователей Соглашения, которые отметили основное преимущество Соглашения – предоставление заявителю возможности получения охраны на промышленный образец в нескольких странах путем подачи одной международной заявки, что позволяет избежать проблем и сложностей патентования, обусловленных разными процедурами и требованиями национальных законодательств зарубежных стран.
Кроме того, были названы такие преимущества, как: один язык подачи заявки, возможность подачи заявки через Роспатент, единая валюта для уплаты пошлин, одна процедура регистрации и продления сроков, одна процедура внесения изменений и исправлений. Так, например, внесение изменений в отношении владельца промышленного образца в международный реестр автоматически распространяется на все государства.
Касательно экономической стороны вопроса потенциальные пользователи отметили, что размер среднестатистической международной пошлины является более приемлемым и экономически выгодным по сравнению с подачей нескольких заявок в национальные ведомства интересующих стран.
Таким образом, с принятием поправок в 4 часть ГК РФ, российское законодательство в части промышленных образцов стало более приближеным к европейскому законодательству, что сделало вопрос ратификации Россией Соглашения актуальным как никогда ранее.
В настоящее время пакет документов о ратификации Российской Федерацией Женевского акта Гаагского соглашения согласован Роспатентом в установленном порядке с другими федеральными органами исполнительной власти и направлен на рассмотрение в Правительство РФ.
Наряду с подготовкой пакета документов, необходимых для ратификации Соглашения, наша страна осуществляет завершающие мероприятия по присоединению к Женевскому акту Гаагского соглашения. Так, в Роспатенте идет создание соответствующей структуры в ФИПС, обучение кадров, организация экспертизы по существу на иностранном языке, отражение международных регистраций в национальном Реестре и публикация в национальном бюллетене, подготовка методических материалов для заявителей, адаптация существующих автоматизированных систем делопроизводства, публикация выдержек из Бюллетеня ВОИС, касающихся охраны международных регистраций на территории России, на сайте Роспатента и т.д.
Кроме того, одной из задач, является введение в нормативно-правовую базу, и как следствие, практику, ряда специфических возможностей в части оформления заявок на промышленные образцы, например, применение различных графических способов исключения из самостоятельной правовой охраны/дискламации частей изделий, не являющихся объектом регистрации (например, использование пунктирных линий), использование поясняющих рисунков, чертежей и т.п.
Необходимо также учитывать опыт других стран/их ведомств, которые недавно присоединились к Соглашению, в частности на примере США, Японии и Кореи. Практика данных стран является важной, поскольку их патентные ведомства, как и Роспатент, проводят полную экспертизу заявок по существу и общей характерной особенностью экспертизы в данных странах является то, что делопроизводство по заявкам, поданным в соответствие с Соглашением, ведется также, как и по национальным заявкам.
Необходимо также детализировать взаимодействие между заявителями и МБ ВОИС в случае выявления различных нарушений в материалах заявки, определится с действиями экспертизы в случае частичного отказа в предоставлении правовой охраны, решить вопрос о необходимости отражения сведений о международных регистрациях в национальных реестрах и бюллетенях.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать однозначный вывод о том, что несмотря на технические сложности и проблемы, которые сопровождают присоединение Российской Федерации к Гаагскому соглашению о международной регистрации промышленных образцов, использование данной системы в будущем имеет значительные перспективы и преимущества, которые дает такая система, которые указаны выше в настоящей статье, в том числе следующие:
- возможность включения до 100 разных промышленных образцов в одной заявке (но в одном классе МКПО);
- подача международной заявки по выбору заявителя на английском, испанском или французском языках непосредственно в МБ ВОИС, в электронном виде или на бумаге, или через Роспатент
- оплачивается единый набор пошлин в CHF(шв. фр.)
- нет необходимости использовать услуги иностранных патентных поверенных на стадии подачи заявки
- возможность назначения представителя на стадии предварительного отказа в случае его получения.