info@zuykov.com8 (800) 700-16-37
Бесплатно по РФ
пн-чт: с 09:30 до 18:15
пт: с 09:30 до 17:00
сб-вс: выходной
  • RU
  • EN
  • CN
Изменить регион :ОАЭ / СА

Мировое соглашение по делам об оспаривании решений Роспатента

30 окт. 2020 (обновлена 02 июля 2021)
#Законодательство
Автор статьи
Руководитель отдела

В настоящей статье я предлагаю рассмотреть вопрос о возможности заключения мирового соглашения в рамках рассмотрения судом дела о признании недействительными решений Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент). В том случае, если такое соглашение заключить возможно, то рассмотрим кто является сторонами этого соглашения и каким образом оно утверждается судом.

Дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности подсудны Суду по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов определен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Эти дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Как известно, в судопроизводстве по делам, возникающим из административных правоотношений, сторонами спора являются заявители и заинтересованные лица. При чем, под заинтересованным лицом понимается орган, осуществляющий публичные полномочия, решения и действия (бездействие) которого оспариваются заявителем. В рассматриваемом случае в качестве заинтересованного лица выступает Роспатент, поскольку в рамках рассмотрения таких дел суд осуществляет проверку законности принятого Роспатентом решения.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»(далее – постановление № 50) указано, что: «В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ, Кодекс) задачей судопроизводства в арбитражных судах является содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (пункт 6 статьи 2 Кодекса); задачей подготовки дела к судебному разбирательству является примирение сторон (часть 1 статьи 133 Кодекса). Исходя из этого и на основании части 1 статьи 138 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела обязан принимать меры для примирения сторон, содействовать им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах».

При этом в пункте 7.1. Приказа Роспатента от 04.02.2014 № 18 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2014 № 32154) указано, что: «Руководитель может выступать представителем Роспатента в суде и вправе совершать от имени Роспатента все процессуальные действия, в том числе он имеет право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения, соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств и иного имущества».

Принимая во внимание, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не ограничивает Роспатент в заключении мирового соглашения, а руководитель Роспатента наделен таким правом, можно сделать вывод, что по спорам о признании недействительным решений Роспатента мировое соглашение может быть заключено между заявителем и Роспатентом, поскольку они являются сторонами спора, рассматриваемого арбитражным судом.

На самом деле, все не так однозначно, как кажется на первый взгляд, и вот почему.

В первую очередь, настораживает тот факт, что анализ судебной практики по таким делам не выявил судебных актов, в которых стороной мирового соглашения выступал бы Роспатент, что, как мне кажется, связано с позицией ведомства, которое не готово пересматривать свои выводы, изложенные в принятом им решении, и признавать возможные ошибки, допущенные при рассмотрении возражения.

Во-вторых, как мне кажется само по себе заключение мирового соглашения только между Роспатентом и заявителем неприемлемо, поскольку принимаемый в рамках рассмотрения такого дела судебный акт может затронуть права третьих лиц. Так, по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Роспатента, как правило, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступает либо правообладатель оспариваемого патента или средства индивидуализации, которые оспариваемым решением оставлены в силе, либо лицо, подавшее возражение против выдачи патента или предоставления правовой охраны средству индивидуализации в случае, если это возражение было удовлетворено. При этом по такой категории споров третьи лица, в основном, выступают на стороне ведомства, защищая и поддерживая принятое Роспатентом решение, поскольку оно направлено на защиту их интересов, в связи с чем заключение мирового соглашения только между заявителем и Роспатентом без учета позиции третьего лица, по моему мнению, недопустимо.

Однако, на практике есть ситуации, при которых, например, лицо, подавшее возражение против предоставления правовой охраны товарного знака, в рамках рассмотрения спора пришло к выводу, что на определенных условиях (за плату или с учетом разграничения товарных рынков), в тех случаях, когда это допускается законом, оно готово дать свое согласие на регистрацию спорного обозначения. В данной связи, отпадают необходимость в признании правовой охраны средства индивидуализации недействительным и основания, послужившие основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта.

Тем не менее, не стоит забывать, что решение Роспатента о признании недействительным патента или предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения влечет аннулирование патента, прекращение правовой охраны товарного знака и прекращение соответствующего исключительного права с даты подачи в Роспатент заявки на выдачу патента, регистрацию товарного знака, аннулирование записи в Государственном реестре наименований и всех свидетельств об исключительном праве на такое наименование места происхождения товара (пункт 139 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В данной связи, одного желания лица, подавшего возражение, фактически отказаться от своего возражения, чтобы восстановить на выгодных для него условиях правовую охрану оспариваемого товарного знака, недостаточно, поскольку остается действующим решение Роспатента.

Как же быть в этой ситуации? Может быть заключить мировое соглашение между третьим лицом и Роспатентом или трехстороннее соглашение между заявителем, Роспатентом и третьим лицом?

Ответ на этот вопрос раскрыт в пункте 33 постановления № 50, в котором содержатся следующие разъяснения: «С учетом принципов диспозитивности и добровольности примирения при рассмотрении дела арбитражным судом результатом примирения могут быть и иные соглашения между отдельными лицами, если такие соглашения фактически приводят к урегулированию спора.

Так, при рассмотрении дел об оспаривании решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности об удовлетворении возражений против предоставления правовой охраны товарному знаку на том основании, что правовая охрана товарному знаку предоставлена с нарушением требований гражданского законодательства в связи с отсутствием согласия органа либо лица, согласие которого требуется в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4, 6, подпунктами 1 и 2 пункта 9 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать следующее.

Если указанное согласие соответствующего лица (в том числе привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора) получено в ходе рассмотрения спора судом, в том числе путем заключения соглашения между стороной спора и этим лицом, такое согласие (соглашение) не может быть квалифицировано судом как мировое соглашение, поскольку заключено не между сторонами судебного спора.

Вместе с тем данное согласие (соглашение) является применительно к положениям статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результатом примирения стороны по делу и лица, согласие которого на предоставление правовой охраны товарному знаку необходимо в соответствии с требованиями гражданского законодательства.».

Что интересно, результатом утверждения такого соглашения является не принятие судом определения о прекращении производства по делу, как мы привыкли видеть по делам, рассмотрение которых завершается заключением мирового соглашения, а принятие судом решения (постановления), которым суд отменяет решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и обязывает его рассмотреть повторно возражение, послужившее основанием принятия этим органом оспоренного в суде решения, что следует из разъяснений, содержащихся в абзаце пятом пункта 33 Постановления № 50.

Стоит также отметить, что аналогичный правовой подход подлежит применению и при рассмотрении дел об оспаривании решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности об удовлетворении возражений против предоставления правовой охраны изобретению, полезной модели, промышленному образцу на том основании, что правовая охрана им предоставлена с нарушением требований гражданского законодательства. Такая правовая позиция нашла свое отражение в решении Суда по интеллектуальным правам от 21.11.2019 по делу № СИП-280/2019.

Таким образом, подводя итог статьи, можно сделать вывод, что по делам об оспаривании решений Роспатента заключение мирового соглашения возможно, но подтверждений этому в судебной практике не выявлено. Вместе с тем по такой категории споров допускается заключение между заявителем и третьим лицом соглашения, не являющегося мировым, но свидетельствующем о примирении заявителя и третьего лица и служащим основанием для повторного рассмотрения Роспатентом возражения. 

Автор статьи
Руководитель отдела