Услуги
Бесплатный поиск
товарных знаков
Поиск онлайнтоварных знаков
Одна из лучших
юридических компаний
Мы в рейтингахюридических компаний
Многие люди, подавая заявки в Федеральный институт промышленной собственности на изобретение, полезную модель или промышленный образец не имеют представления, что будут делать далее с полученным патентом и принадлежащим им исключительным правом на указанные результаты интеллектуальной деятельности, в частности, на использование данных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Вопрос о дальнейшей коммерциализации, а именно о создании производства, дальнейшей реализации изготавливаемой продукции на рынке патентообладателем даже не прорабатывался.
И тут патентообладатель сталкивается с тем, что, если он свое запатентованное решение не использует, то его в принудительном порядке могут лишить исключительных прав.
Разберемся, что же представляют собой исключительные права патентообладателя на результаты интеллектуальной деятельности? По сути исключительное право рассматривается как предоставленная государством патентообладателю «монополия» на использование изобретения, полезной модели и промышленного образца. Однако эта «монополия» не носит абсолютный характер и ограничена как нормами патентного права, так и пределами осуществления гражданских прав, предусмотренными действующим гражданским законодательством. Таким образом, исключительное право является абсолютным правом. К абсолютным правам относятся такие субъективные гражданские права, в рамках которых носителю данных прав противопоставлен неопределенный круг лиц, которые обязуются воздерживаться от действий, нарушающих его права.
Основным международным актом, который закрепляет общие требования к изъятиям из сферы исключительных прав патентообладателя на объекты интеллектуальной деятельности, является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), принятое Всемирной торговой организацией. Согласно статьи 30 Соглашения ТРИПС члены могут предусматривать ограниченные исключения из исключительных прав, предоставляемых патентом, при условии, что такие исключения необоснованно не вступают в противоречие с нормальным использованием патента и необоснованно не ущемляют законные интересы патентообладателя, учитывая законные интересы третьих лиц. Действующее российское патентное законодательство, основываясь на принципах, предусмотренных в рамках Соглашения ТРИПС, содержит ряд правил, которые ограничивают юридическую монополию патентообладателя на результат интеллектуальной деятельности. Одним из таких ограничений и является принудительная лицензия.
Принудительная лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое государственными органами заинтересованному лицу на использование запатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца. При длительном неиспользовании или недостаточном использовании патентообладателем своей разработки и также отказа в продаже лицензии принудительная лицензия является ограничением его исключительного права в части свободы распоряжения этим правом. Такое разрешение поясняется как мера для «предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате деятельности или её отсутствие у автора.
Принудительные лицензии могут быть простыми (неисключительными). Этот вид лицензии распространяется на территорию в пределах РФ. Государственная регистрация принудительной лицензии осуществляется по решению суда. Автор вступает в свои права с момента государственной регистрации. Принудительная лицензия выдается обычно авторам, нарушившим патент.
Согласно статьи 1239 ГК РФ принудительная лицензия выдается по решению суда и на установленных судом условиях. Действие принудительной простой (неисключительной) лицензии может быть остановлено судом по иску патентообладателя, при отсутствии обстоятельства, обусловившие предоставление принудительной лицензии.
Принудительная лицензия выдается после истечения 4 лет с момента подачи патентной заявки или 3 лет с даты выдачи патента. Такое положение действует во всех странах -участницах Парижской конвенции, ратифицировавших Лиссабонскую и Стокгольмскую редакции конвенции.
Выдача принудительной лицензии проводится по ходатайству заинтересованного лица после рассмотрения Роспатентом. Ходатайство о предоставлении принудительной лицензии может подаваться и самим лицом, имеющим лицензию на патент. Принудительная лицензия аналогична простой лицензии по содержанию и объему прав.
В случае предоставления принудительной простой (неисключительной) лицензии автор патента на изобретение или полезную модель, право на использование которых предоставлено на основании принудительной лицензии, имеет право и на получение простой (неисключительной) лицензии на использование зависимого изобретения, в связи с которым была выдана принудительная простая (неисключительная) лицензия.
Споры относительно выдачи лицензии и выплаты компенсаций, а также относительно размера компенсаций решаются в судебном порядке.
Ознакомившись с положениями статьи 1362 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что существует ряд критериев необходимых для возможности получения принудительной лицензии на изобретение, промышленный образец, полезную модель:
- объект патентной защиты не должен использоваться патентообладателем или использоваться недостаточно;
- использование или недостаточное использование должно происходить в определенный временной период: для изобретения или промышленного образца - четыре года со дня выдачи патента; для полезной модели - три года;
- действия патентообладателя должны привести к недостаточности предложения на рынке соответствующих товаров, работ или услуг;
- патентообладатель отказывается от заключения лицензионного договора.
Таким образом, необходима вся совокупность данных условий для того, чтобы потенциальный пользователь патента мог обратиться с иском о предоставлении ему принудительной лицензии на объект патентной защиты.
Следует отметить, что принудительная лицензия на селекционные достижения, обладает отличительными особенностями. Из статьи статьи 1423 ГК РФ следует, что к таковым особенностям относятся:
- отсутствие требования о неиспользовании патентообладателем объекта патентной охраны, необходимо лишь истечение трехлетнего срока с момента получения патента;
- отсутствие требования о недостаточности предложения на рынке соответствующих товаров, работ или услуг.
В данном случае нельзя считать принудительную лицензию мерой ответственности за гражданское правонарушение. Отсутствие указания об обязательности использования объекта патентной защиты и о его недостаточности, приводит к выводу о том, что состав гражданского правонарушения не сформирован, а следовательно, и о мерах ответственности говорить не приходится.
Подобного рода различия в подходе к вопросам получения принудительной лицензии на изобретение, промышленный образец, полезную модель и получения принудительной лицензии на селекционные достижения можно обосновать тем, что с точки зрения российского законодательства для селекционных достижений следует упростить процесс преодоления «монополии» патентообладателя, как объектов, предусматривающих удовлетворения наиболее важных общественных интересов.
Сущность патентного права основывается на идее того, что патентообладателю принадлежит юридическая монополия на объект патентных прав. Однако возникает проблема, что данная юридическая монополия может являться почвой для злоупотребления патентообладателем своими права. В связи с этим статьей 1362 ГК РФ в качестве основания для предоставления принудительной лицензии предусмотрены все элементы состава гражданского правонарушения, поэтому принудительная лицензия является ничем иным, как ответственностью за неисполнение патентообладателем своей обязанности.